Фото Reuters
Сильвио Берлускони, экс-премьер и лидер правоцентристской партии «Италия, вперед!», завтра ожидает День гнева, как католики называют Судный день. 10 апреля надзорный суд в Милане должен решить, в какой форме Берлускони будет отбывать уголовное наказание за налоговое мошенничество в крупных масштабах. Кассационный суд в окончательном порядке сократил четыре года наказания до трех лет. Теперь миланские судьи должны сделать выбор: направить Берлускони на общественно полезные работы или посадить под домашний арест. Однако экс-премьер пытается избежать и того, и другого.
Сам осужденный может высказывать свое предпочтение, которое в определенных рамках, как правило, удовлетворяется. Общественно полезные работы означают, что экс-кавальере будет находиться в некотором подобии исправительной колонии вместе с мелкими правонарушителями, несовершеннолетними наркоманами, хулиганами и вандалами. Таким образом, он будет участвовать в коллективной работе по «взаимному перевоспитанию». Обитателям колонии приходится по очереди работать на кухне, в саду, стричь газоны, кормить кур и т.п. Осужденного могут также включить в ремонтно-строительную бригаду.
Ожидание решения судей вносит дополнительный тревожный элемент в и без того беспокойную атмосферу, прежде всего связанную с предстоящими 22–25 мая выборами в Европарламент, способными повлиять на обстановку в стране. Среди стран Евросоюза Италия оказалась в особенно трудном положении из-за сложной политической и экономической конъюнктуры. Страна на Апеннинах имеет самые высокие в Европе показатели молодежной (около 40%) и общей (свыше 12%) безработицы. Меры по оздоровлению экономики при нынешнем премьере Маттео Ренци, как и при прежних главах правительства Энрико Летте и Марио Монти, основывались главным образом на строжайшей экономии и высоком налоговом давлении (почти 40%). Этой линии во многом придерживается и немецкий канцлер Ангела Меркель, стремящаяся сохранить верховенство в европейской экономике. Наиболее бедные страны – Греция, Испания и Португалия – настойчиво указывают на необходимость изменения стратегии развития ЕС путем стимулирования экономического роста. Перед этими задачами итальянское правительство в значительной степени бессильно по целому ряду причин. В том числе в связи с тем, что премьер Ренци пришел к власти не в результате свободных выборов, а вследствие закулисных маневров, которые устранили с поста главы кабмина Энрико Летту.
В то же время есть признаки, что «старая лиса» Берлускони сумел обворожить «серую мышь» Ренци. Экс-кавальере якобы навязал Ренци тайный договор, фактически передающий реальную власть в руки Берлускони (у которого официально нет государственной должности).
Готовясь к европейским выборам, политические партии Италии уже представляют свои символы и называют кандидатов. В ряде случаев на символе обозначается и фамилия главного кандидата. Этим всегда пользовалась и партия экс-кавальере, фамилия которого всегда фигурировала на агитационных щитах. Однако ныне Берлускони в силу осуждения не может выдвигать свою кандидатуру. Тем не менее фамилия Берлускони появится на символе «Италия, вперед!». И все будут делать вид, что это не фамилия экс-кавальере, а его дочери Марины, менеджера семейного концерна «Медиасет», которой отец хотел бы передать какую-то роль в политике.
Берлускони нелегко заставить сдаться. Даже если дело, за которое он борется, в высшей степени неправедно. Но законы, которые запрещают Берлускони как осужденному правонарушителю занимать институционные должности, не могут ему запретить оставаться главой политической партии, в данном случае – партии «Италия, вперед!», возникшей после раскола «Народа свободы».
После осуждения Кассационным судом Берлускони решил проводить две параллельные стратегические линии, чтобы не попасть в политическое небытие. Благодаря умелой пропагандистской кампании ему удалось убедить значительную часть общественности, что его судебные злоключения – следствие политической травли.
Это привело к тому, что новый премьер Италии, «мальчишка» Маттео Ренци, несмотря на то что он возглавляет главную силу большинства – Демократическую партию, согласился встретиться с Берлускони, чтобы разработать с ним правила игры в политической жизни, при сохранении статуса его политического противника. Но экс-кавальере облапошил Ренци как младенца, убедив, что они вместе могут изменить конституционный строй.
Дошло до парадокса: осужденный правонарушитель реформирует Конституцию, на основе которой был осужден. Ситуация в высшей степени аномальная. Все в Италии говорят, что уже имеется правительство Берлускони–Ренци, причем экс-кавальере, играя первую скрипку, как бы скрывается за дверью.
Вторая стратегическая линия Берлускони направлена на то, чтобы защититься от «покушений» судов. Он обращается за помощью к первым лицам государства. После того как президент республики Джорджо Наполитано отказался помиловать Берлускони, экс-премьер прибег к открытому шантажу. Если президент и дальше будет отказываться помиловать Берлускони, то экс-кавальере откажет правящим демократам в голосах его партии. И намеченная реформа Сената неизбежно провалится.
Рим