Фото Reuters
Между дипломатическим и военным ведомствами США возникли непреодолимые противоречия по вопросу о стратегии в Сирии. В то время как Госдепартамент призывает к более решительным действиям и усиленной поддержке повстанцев, Пентагон проявляет предельную сдержанность. Впрочем, это не исключает того, что Вашингтон мог тайно поставить боевикам несколько новейших противотанковых ракетных комплексов, как утверждает израильский сайт, связанный с разведкой.
Госсекретарь Джон Керри и постпред США при ООН Саманта Пауэр выступают за интервенцию в Сирии или по крайней мере за использование сил специальных операций для обучения и вооружения по-настоящему большого числа повстанцев. Однако на недавних совещаниях в Белом доме председатель Объединенного комитета начальников штабов Мартин Демпси и министр обороны Чак Хейгел высказались против военного вмешательства. Они попросту боятся завязнуть в еще одной бесконечной и мучительной ближневосточной кампании. Этим же объясняется и нерешительность президента Барака Обамы.
«Ястребам»-дипломатам и «голубям»-военным все же удалось договориться о расширенной программе обучения и вооружения умеренных повстанцев. Однако Пентагон смог убедить Керри отложить ее выполнение, чтобы не подорвать сотрудничество с президентом САР Башаром Асадом по вывозу химического оружия. Именно компромисс с Дамаском по этому вопросу позволил предотвратить бомбардировку Сирии в прошлом году. Тогда, в августе, Демпси также говорил о бессмысленности военного сценария, который позволит изменить баланс сил на поле боя, но не приблизит противоборствующие стороны к миру.
«Это глубокий, продолжительный конфликт между многочисленными группировками, и ожесточенная борьба за власть продолжится после того, как правление Асада закончится», - предупреждал Демпси. Чтобы не оказаться в ситуации, подобной Ираку или Афганистану, необходим план по созданию нормально функционирующего государства на основе сил, готовых защищать как свои, так и американские интересы, однако таковых не имеется. Ошибочным военный сценарий назвал в сентябре 2013 года и бывший министр обороны Роберт Гейтс: «Если мы нанесем военный удар, мы станем злодеями вместо Асада в глазах многих людей».
Позицией Пентагона недовольны Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива, а также ряд членов Конгресса от обеих партий. Ситуация очень похожа на ту, что сложилась двадцать лет назад в связи с американским вмешательством в Боснии при Билле Клинтоне. Памятна фраза представлявшей тогда США в ООН Мадлен Олбрайт, адресованная Колину Пауэллу, занимавшему пост Демпси: «Для чего же нужна такая превосходная армия, о которой вы все время говорите, если мы не можем ее использовать?». Пауэлл жаловался, что Олбрайт словно представляла себе солдатиков, которых нужно передвигать на глобальной игральной доске.
В каком-то смысле военная опция - способ оживить буксующий дипломатический процесс. Уже двухсерийные женевские переговоры между режимом и оппозицией провалились, к тому же Асад, по мнению Вашингтона, «сдает» химоружие, отказ от которого спас его от интервенции, недостаточно быстро. Госдеп, таким образом, за счет военных рассчитывает поправить собственные дела. Источник в Белом доме сказал Wall Street Journal: «Керри почувствовал, что дипломатия, опирающаяся на угрозу силы, - эффективный подход и что она укрепит позицию администрации, но он никогда не чувствовал, что у нас закончились дипломатические возможности».
Между тем израильский сайт «Дебка», черпающий новости ближневосточной военной разведки из собственных источников, сообщил, что США впервые поставили боевикам новейшее тяжелое оружие, а именно противотанковый ракетный комплекс с оптическим прицелом (ПТРК) BGM-71 TOW. Получателями ПТРК стали Свободная сирийская армия во главе с Абделем Илляхи аль-Баширом и Сирийский революционный фронт под предводительством Джамаля Мааруфа. Оружие было доставлено по двум путям - из города Диярбакыр на юго-востоке Турции и провинции Табук на северо-западе Саудовской Аравии. В Интернете даже появились снимки боевиков с новым оружием. BGM-71 TOW способен пробить 500-миллиметровую броню сирийских танков с расстояния 4 км. По данным «Дебка», чтобы сохранить танки, Асад теперь вынужден рассчитывать в основном на ВВС.