На улицах Кабула развешены портреты кандидатов. Фото Reuters
В субботу афганцы придут на избирательные участки. От них зависит, кто станет вторым после свержения режима талибов главой государства. Опросы показывают: несмотря на угрозы террористов, в выборах собираются принять участие вдвое больше людей, чем в 2009 году. Широкое освещение кампании ТВ, радио и газетами вселяет надежду, что подтасовок будет меньше. По мнению эксперта, из восьми кандидатов фаворитами являются трое: Залмай Расул, Ашраф Гани и Абдулла Абдулла. Все они - бывшие министры. Первые два опираются на пуштунские племена, а последний имеет более широкую поддержку среди таджиков и других народностей северной части страны. Маловероятно, что кто-либо наберет больше половины голосов. Возможен второй тур.
Предвыборная кампания была бурной. Кандидатам порой удавалось собирать на свои митинги десятки тысяч людей. Естественно, одной из главных проблем было обеспечение безопасности. Ведь «Талибан» грозил сорвать выборы. Когда претенденты на высший пост вылетали для встреч с избирателями в дальние города, вместе с ними на борт садились охранники с автоматами «Калашников» или даже гранатометами.
Хотя в среду самоубийца, подосланный талибами, сумел проникнуть через один из заградительных заслонов около Министерства внутренних дел в Кабуле и совершить подрыв, в целом большинство активистов, помогавших претендентам, осталось невредимыми, констатирует New York Times. Причем опрос, проведенный Фондом за свободные и справедливые выборы, показал, что 75% афганцев собираются участвовать в голосовании. Другие опросы дали аналогичные цифры. Если эти прогнозы верны, политическая активность населения резко возросла по сравнению с выборами 2009 года. Тогда число участвовавших в голосовании составило примерно 30% от всех избирателей.
Интерес к выборам подогрели 75 телевизионных каналов, 175 радиостанций и сотни печатных изданий. Ведущие кандидаты проводили телевизионные дебаты. Значение их будет ясно, если учесть, что всего 13 лет назад при правительстве талибов телевидение было вообще запрещено.
Другая особенность нынешней схватки заключается в том, что явного фаворита в ней нет. К финишу пришли восемь претендентов. В беседе с «НГ» Вячеслав Некрасов, ответственный секретарь группы Совета Федерации РФ по сотрудничеству с Национальным собранием Афганистана, сказал, что «больше всего шансов на успех имеют три кандидата. Это Залмай Расул, Абдулла Абдулла и Ашраф Гани». Первые двое занимали посты министров иностранных дел в администрации президента Хамида Карзая, третий одно время работал министром экономики.
Залмай Расул, пуштун по этнической принадлежности, не очень убедительная фигура. В юности уехал из Афганистана. Его не очень хорошо знают в пуштунских племенах. Но он умеет ладить с любой властью. Такой не очень сильный кандидат, как ни парадоксально, может устроить тех, кому принадлежит реальная власть на местах.
Абдулла Абдулла – очень опытный, умный политик. Поскольку он родился в смешанной таджикско-пуштунской семье, считается, что его электорат – это преимущественно таджики.
Ашраф Гани – пуштун, он привлек в качестве второго номинанта в свою кампанию узбека Абдула Рашида Дустума.
Эксперт считает, что афганцы хотели бы видеть на посту президента человека, независимого и от Запада, и от Ирана, и от Пакистана. Но такого кандидата нет. В первом туре скорее всего никто не наберет более 50% голосов. Значит, состоится второй тур. Тут возможны разные сценарии. Например, на предыдущих выборах Абдулла Абдулла, вышедший во второй тур, отказался от продолжения борьбы в пользу Карзая. Не исключено, что подобная история может повториться.
Международная коалиция сделает все, что от нее зависит, чтобы выборы состоялись. Иначе Западу пришлось бы признать, что его миссия в Афганистане оказалась несостоятельной. Но что касается второго тура, то коалиция может заявить: нет сил обеспечивать его безопасность. Нужно ограничиться одним туром. Такой вариант тоже возможен, заключил Некрасов.
После выборов должен будет решиться вопрос о заключении двустороннего соглашения о безопасности с США. Оно позволит ограниченному американскому контингенту в течение многих лет оставаться на афганской земле в роли советников. Карзай отказался подписывать соглашение. Как подчеркивает CNN, фактически он оказал тем самым услугу Америке. Документ теперь будет подписывать политик, получивший мандат доверия от афганского населения. Все ведущие претенденты заявили, что намерены заключить договоренность с США.