Фото Reuters
Поиски самолета Boeing 777, который летел из Малайзии в Китай ночью 8 марта, по неизвестной причине кардинально изменил направление и бесследно пропал, продолжаются уже 11 дней. Никаких признаков катастрофы и гибели пассажиров рейса МН350 до сих пор не смогли найти. Эксперты считают возможным, что исчезновение самолета произошло по вине человека, находившегося в пилотской кабине.
Пропавший малайзийский Boeing 777-200 находился на автопилоте после ухода со своего маршрута. Об этом пишет The New York Times со ссылкой на информированный источник. При изучении записей радаров специалисты установили, что после ухода с маршрута самолет прошел по траектории, заданной программой. О том, когда в компьютер были внесены изменения, информации нет. Известно лишь, что изменить программирование маршрута мог только специалист. Отмечается, что поступившие данные «усилили версию, озвученную малайзийскими чиновниками», о намеренном изменении авиалайнером маршрута и причастности к этому капитана самолета и членов экипажа.
Сейчас рассматриваются все версии произошедшего: терроризм, саботаж, угон самолета как следствие чьих-либо психологических проблем. Многие зарубежные СМИ процитировали заявление посла Китая в Малайзии Хуан Хуэйкана. Он утверждает, что в результате всесторонней проверки китайских пассажиров на борту пропавшего самолета (а их было 153 из 239) не было найдено никаких доказательств их причастности к диверсии. Пекин давно включился в поиски лайнера. Как сообщает новостное агентство Синьхуа, китайский премьер-министр Ли Кэцян встретился с премьером Малайзии Нахибом Разаком и попросил его обеспечить Пекин более детальной информацией о самолете и процессе его поиска.
8 марта в 00:41 по малазийскому времени самолет авиакомпании Malaysia Airlines вылетел из Куала-Лумпура в Пекин. В 1:07 пилоты вышли на связь с диспетчером. Как сообщил журналистам исполнительный директор авиакомпании Ахмад Джаухари Яхуа, еще один диалог экипажа с персоналом аэропорта должен был состояться через полчаса, однако этого не случилось. Представитель Malaysia Airlines также упомянул о том, что в 1:19 в эфире прозвучали слова «Все хорошо, доброй ночи», произнесенные предположительно 27-летним вторым пилотом Фариком Абдул Хамидом. Министр транспорта Малайзии Хушамудин Хусейн сообщил представителям СМИ, что именно в тот момент лайнер покинул воздушное пространство над Малайзией. Эксперты считают странным тот факт, что голос Хамида прозвучал в эфире уже после того, как система передачи данных самолета была выключена. В 1:21 диспетчеры перестали видеть его на экранах. А в 2:15 самолет был зафиксирован военным радаром над Малаккским проливом. Лайнер компании Malaysia Airlines следовал по маршруту, противоположному тому, что был запланирован.
Анализ спутниковых данных показывает, что самолет может быть в одном из двух огромных коридоров. Один из них, северный, простирается от границы между Казахстаном и Туркменистаном до севера Таиланда. Второй, южный – от Индонезии до южной части Индийского океана. В поисках участвуют 26 стран, в том числе США, Великобритания, Китай и Франция. Американский корабль USS Kidd тщательно обследовал Андаманское море, но «никаких обломков, указывающих на авиакатастрофу, не нашел», сообщает Би-би-си. Поисковиков также настораживает тот факт, что лишь однажды, в 2:15, перемещение самолета было отмечено военным радаром, а после этого ни одна радиолокационная система не «почувствовала» лайнер. Эксперты предполагают, что лайнер мог лететь слишком низко. Возможно, самолет опустился по чьей-либо воле, специально или по соображениям безопасности – из-за механических повреждений или низкого давления на борту.
Поисковую операцию в южном воздушном коридоре возглавляют эксперты Австралии, Индонезии и Китая. Австралийское управление морской безопасности (AMSA) сообщило, что на основании спутниковых данных и анализа возможного маршрута МН350 приняло решение существенно сузить зону поиска. Представитель управления Джон Янг отметил, что пропавший лайнер «по-прежнему похож на иголку в стоге сена», поскольку экспертам все равно придется обследовать огромную площадь: нынешний район поиска составляет более 600 тыс. квадратных километров, что примерно соответствует площади Австралии.