Экс-министр обороны Роберт Гейтс советует Обаме извлечь уроки из грузинского кризиса 2008 года. Фото Reuters
Глава МИД Великобритании Уильям Хейг назвал крымский кризис крупнейшим в Европе в XXI веке. США и их союзники избрали стратегию, направленную на изоляцию Москвы и введение экономических санкций. Семь участников «большой восьмерки» демонстративно противопоставили себя России, которой грозит выбывание из этого привилегированного клуба влиятельных стран. В Вашингтоне полностью пересматривают торгово-экономические отношения с РФ, но Европа вряд ли пойдет так же далеко. Военный ответ НАТО пока исключен.
Самым сложным внешнеполитическим испытанием для Барака Обамы назвал крымский кризис известный американский дипломат, бывший заместитель госсекретаря Николас Бернс. Президент США начал с того, что добился единого решения лидеров семи стран приостановить участие в подготовке к саммиту G8 в Сочи и аннулировать запланированные на эту неделю встречи с российскими представителями по вопросам торговли. Так, Обама отменил очередную торговую миссию США в Москву и визит делегации из РФ в Вашингтон по вопросам энергетики. Госсекретарь Джон Керри, которого сегодня ждут в Киеве, и вовсе пригрозил многомиллиардным ущербом для торговли и инвестиций, визовыми санкциями и исходом американского бизнеса из России. Кстати, Новая Зеландия также приостановила переговоры с Москвой по соглашению о зоне свободной торговли с Таможенным союзом из-за ситуации в Украине.
Для западных стран также важно помочь Украине решить тяжелые финансовые проблемы, которые в конце правления Виктора Януковича превратились в фактор ее зависимости от России. Министры финансов «семерки» пообещали Киеву экономическую помощь, если он согласится на рыночные реформы, требуемые Международным валютным фондом. «Поддержка МВФ будет ключевой с точки зрения дополнительной помощи со стороны Всемирного банка, других международных финансовых институтов, ЕС и двусторонних источников», – отметили они в совместном заявлении. Кроме того, министр финансов США Джейкоб Лью отдельно сказал, что Вашингтон предоставит Украине такой объем помощи, который ей потребуется, как через двусторонние программы, так и в рамках более широких международных институтов.
Что касается военного ответа, то, по словам Керри, это последнее, к чему будет прибегать администрация. В этой связи обозреватель Guardian Джонатан Стил отметил, что Украина не входит в Североатлантический альянс, так что обязательства по коллективной обороне к ней неприменимы. НАТО не следует вмешиваться в эту ситуацию ни словом, ни делом, иначе налицо будет только один мотив – желание организации продолжить освоение постсоветского пространства и мечта США о дислокации своих ВМС на Черном море в крымских портах Севастополь и Балаклава. По мнению Стила, к действиям Москвы в Крыму возникает значительно меньше вопросов, чем к операциям США в Ираке и Афганистане. Российские войска могут быть выведены, но для этого необходимо вернуть закон о языках в Восточной Украине и принять жесткие меры против националистов.
Бывший министр обороны и экс-глава ЦРУ Роберт Гейтс, считающийся экспертом по России, в интервью Reuters предупредил Обаму о нескольких обстоятельствах. Во-первых, у европейских союзников США могут возникнуть проблемы с тем, чтобы перейти от слов к действиям. В частности, Гейтс посоветовал извлечь уроки из грузинского кризиса 2008 года, когда США настаивали на более широких экономических и политических санкциях, к которым в Европе оказались не готовы. Во-вторых, президент РФ Владимир Путин поставил себя в такое положение, что Запад нуждается в нем по сирийскому химическому досье, иранской ядерной программе, выводу войск из Афганистана. «Задача заключается в том, чтобы наметить две или три меры и посмотреть: если ты сделаешь так, что они сделают? И будут ли у тебя союзники или сторонники, когда ты так сделаешь?» – сказал Гейтс.
Кажется, аргумент о нерешительности европейцев уже находит подтверждение. Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус сказал, что возможность прекращения поставок военной техники в Россию пока не рассматривается, Москва остается «историческим партнером» Парижа, а новые власти Украины должны «признать права крайне многочисленного русскоязычного населения» и предоставить этим лицам определенные гарантии.
Свои инициативы по преодолению украинского кризиса предлагает Германия. Федеральный канцлер Ангела Меркель в телефонной беседе с Путиным предложила, в частности, обследовать положение в Крыму, направив туда международную «миссию по установлению фактов». Она считает целесообразным создать для начала политического диалога контактную группу, предположительно под руководством ОБСЕ. В Берлине при этом заявляют, что германская инициатива была Москвой принята. Вместе с тем в отличие от немецкой версии, в кремлевской информации об этом разговоре предложения канцлерин не упоминаются, а говорится лишь о том, что стороны условились продолжить консультации как в двустороннем, так и в многостороннем форматах в целях содействия нормализации общественно-политической обстановки в Украине.
Несовпадение акцентов в Москве в Берлине очевидно. Возможно, это связано и с тем, что официальная информация, озвученная от имени канцлерин, перегружена полемикой. Выделяются предвзятые упреки насчет того, что «неприемлемой российской интервенцией в Крыму нарушено международное право». То же самое упоминается в изложении разговора Меркель с Обамой, состоявшегося после звонка в Москву.
Директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников уверен в том, что не все страны Европы пойдут на те общие меры, которые предлагает Вашингтон. «Находясь в состоянии экономического кризиса, Западная Европа не готова идти на долгосрочный разрыв с Россией. Та же Германия вряд ли откажется от нашего газа, сырья», – отметил он в беседе с «НГ». Поэтому возможны лишь какие-то ограничительные меры, сворачивание отдельных направлений взаимодействия, но опять же они будут временными и особой опасности для России не создадут. В том числе и исключение из «большой восьмерки» вряд ли особо отразится на развитии нашей страны. В любом случае организовать международную изоляцию России в полном смысле слова будет очень трудно, потому что РФ имеет развитые отношения не только со странами Запада, заключил эксперт.
По оценке первого вице-президента фонда «Центр политических технологий» Алексея Макаркина, приостановка подготовки к саммиту «восьмерки» имеет символический, демонстративный характер. По его мнению, опасаться нужно не столько официальных санкций, сколько неформальных ограничений. «Реакция Запада будет достаточно жесткая, но полагаю, что в Москве все эти риски были просчитаны», – заявил Интерфаксу политолог и депутат Госдумы Вячеслав Никонов.
Заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк прогнозирует целый ряд шагов по пересмотру отношений с Россией, которые могут быть предприняты «семеркой». Такие меры чреваты сужением рынка сбыта российских энергетических ресурсов, когда все большее число стран будет отказываться закупать сырье в России. «Это повлечет падение доходов от экспорта, а оно, в свою очередь, может привести и к коллапсу существующей системы. Степень зависимости России от внешних сношений очень велика. Многие аспекты внутренней жизни России зависят от ее связей с зарубежьем, в том числе от прибыльности наших внешнеторговых операций и получения необходимых технологий, которых мы пока не производим», – пояснил «НГ» эксперт. Кроме того, «Закон Магнитского» может быть распространен на широкую группу богатых людей и бюрократов.
При этом эксперты воздерживаются от того, чтобы говорить о ремейке холодной войны. Даже самое серьезное осложнение диалога не будет идти в сравнение с качеством отношений во времена СССР. По словам Решетникова, противостояние иногда возобновляется по тем или иным вопросам, таким как агрессия Грузии против Южной Осетии. Однако Россия так плотно вписана в экономические и политические процессы всего мира, что вернуться к холодной войне будет очень сложно.