Секс-меньшинства наиболее ущемлены в Африке и на Ближнем Востоке. Карта составлена по информации Международной ассоциации лесбиянок и геев, исследовательской организации Pew Research Center, правозащитной организации Amnesty International и агентства Associated Press
Президент Уганды Йовери Мусевени подписал закон, предусматривающий жесткие наказания за гомосексуальные связи, что может ухудшить отношения страны с американской администрацией. В самих США особенно остро стоит вопрос о психологическом состоянии тех, кто в детстве воспитывался однополыми парами. Вчера в Детройте начался процесс, в рамках которого федеральный судья рассмотрит аргументы ученых по этому вопросу.
Гомосексуализм и ранее был запрещен в Уганде, но теперь предусмотрено наказание в виде 14 лет лишения свободы для тех, кто преступит закон впервые, а для рецидивистов при «отягчающих обстоятельствах» (связь с несовершеннолетним, инвалидом или зараженным ВИЧ) – пожизненное заключение. Преступлением также является умолчание о случае нарушения закона другими людьми, пропаганда и одобрение однополой любви. Кроме того, впервые наряду с мужчинами будут преследоваться женщины. Основанием для законодательства стало заключение ученых о том, что нетрадиционная ориентация не имеет генетических предпосылок. Такая жесткость, по данным опросов, найдет поддержку населения и поможет Мусевени на президентских выборах 2016 года.
Всего полтора месяца назад чуть менее суровые меры были приняты президентом Нигерии Гудлаком Джонатаном. Речь также идет о сроке в 14 лет для гомосексуалистов, а 10 лет получат те, кто создает гей-клубы и организации. В целом однополые связи запрещены в 38 из 54 африканских стран. С критикой ужесточения мер против геев в Уганде выступили президент США Барак Обама, госсекретарь Джон Керри, а также представители Великобритании, Бельгии, Дании, Швеции, ЮАР, ООН. В ответ Мусевени сказал, что Африка никогда не навязывала своих взглядов другим и ее должны оставить в покое. Но Запад имеет мощный рычаг влияния на Черном континенте в виде дотаций. Так, США, крупнейший донор, ежегодно выделяют Уганде свыше 400 млн долл.
Однако не стоит забывать, что и в самой Америке борьба за права секс-меньшинств отнюдь не закончена. Палата представителей Аризоны на днях одобрила законопроект о праве предпринимателей отказывать в предоставлении услуг геям и лесбиянкам из-за религиозных убеждений. То есть отельный клерк или официант сможет повернуться спиной к «нетрадиционным» клиентам. По меркам США это тоже неслыханный вызов правозащитному сознанию. Против – оба федеральных сенатора-республиканца от Аризоны Джефф Флейк и Джон Маккейн, три республиканца в Сенате штата, которые поддержали меру, но позже признали ошибку, Демократическая партия и Аризонская торгово-промышленная палата.
Похожие законопроекты рассматривались и в других штатах – Огайо, Миссисипи, Айдахо, Южной Дакоте, Теннесси, Оклахоме, но только в Аризоне «антигейская» мера прошла через горнило местного парламента. Критики говорят об опасном прецеденте: религиозные фундаменталисты могут причислить людей к неугодным и по другим признакам, например расовому или гендерному.
Решение за губернатором Аризоны республиканкой Джен Брюэр, которая в прошлом году ветировала подобный законопроект. Она поддерживает идею, но не считает необходимым устанавливать такую норму законодательно: мол, Америка – свободная страна, предприниматель и так имеет выбор. Но консервативные активисты, предложившие меру, настаивают на том, что только так можно защитить свободу вероисповедания в случае исков о дискриминации. В пример приводится фотограф из штата Нью-Мехико, на которого подали в суд за отказ делать свадебные снимки гей-пары. То же самое произошло и с пекарем из Орегона, отказавшимся готовить свадебный торт для однополых брачующихся.
Еще более острый вопрос – усыновление. Федеральный окружной суд в Детройте (штат Мичиган) приступил к выяснению, преуспевают ли те, кто в детстве воспитывался гей-парами, так же, как выходцы из традиционных семей. Впервые научные заключения социологов, психологов и экспертов по развитию детей попадут на весы Фемиды, причем их представят как сторонники, так и противники подобных усыновлений. Так, профессор Марк Регнерус из Техасского университета в Остине будет доказывать, что дети однополых пар чаще становятся наркоманами, разводятся или переживают депрессии. Кстати, считается, что именно исследование Регнеруса, которое обошлось в 785 тыс. долл., было широко использовано для законодательного регулирования прав секс-меньшинств в России. Не согласна с аргументами профессора Американская академия педиатрии.
Процесс инициирован двумя медсестрами-лесбиянками, которые хотят пожениться и усыновить детей друг друга: у одной два сына, у второй дочь. Также будет дано окончательное определение брака в законодательстве штата. В 2004 году мичиганцы на референдуме проголосовали за конституционную поправку, согласно которой брак – союз только мужчины и женщины. Такая формулировка может быть подтверждена или, напротив, признана неконституционной. Суд начался во вторник и продлится восемь дней.
В США однополые браки разрешены в 17 штатах и запрещены в 33. Но ситуация часто меняется. Последний случай – легализация гей-браков в Юте в декабре. Пока решение федерального суда не вступило в силу. По сведениям Института Уильямса, 6 млн американцев имеют родителя, который является геем или лесбиянкой. 16 тыс. однополых пар растят свыше 22 тыс. детей. С 1996 года число сторонников гей-браков в США выросло в два раза и составляет около 50% населения. Есть данные, что изменилось и мнение мичиганцев: теперь они уже поддерживают нетрадиционные союзы.