Студенты – главная движущая сила протестов в Каракасе. Фото Reuters
Венесуэлу сотрясают акции протеста. Противники и сторонники президента Николаса Мадуро обвиняют друг друга в гибели людей в ходе двухнедельного противостояния и развале экономики. Несмотря на то что в проблемах страны венесуэльский лидер видит «американский след», в пятницу он призвал Барака Обаму к диалогу.
За две недели беспорядков, сопровождающихся насилием и кровопролитием, в Венесуэле погибло не менее девяти человек. Последней на вчерашний день жертвой стал 29-летний мужчина. Он погиб в результате несчастного случая – ехал на мотоцикле и не заметил в темноте натянутый демонстрантами кабель, сообщил министр внутренних дел Мигель Родригес Торрес.
В той или иной форме пострадали 137 человек. Полиция арестовала 104 демонстрантов, в том числе лидера оппозиции Леопольдо Лопеса. 42-летний экономист, учившийся в Гарварде, был обвинен в подстрекательстве к насильственным действиям и объявлен в розыск. Сдавшись властям добровольно, Лопес заявил, что его поступок привлечет внимание мирового сообщества к правительству Венесуэлы, которое становится все более авторитарным.
Откликнувшись на призыв Лопеса продолжать борьбу, десятки тысяч его сторонников заняли в субботу ряд кварталов Каракаса. В Сан-Диего полиция применила слезоточивый газ и открыла стрельбу резиновыми пулями по митингующим. На подавление протестов в штате Тачира власти направили батальон десантников.
Участники демонстраций, в первую очередь студенты, требуют отставки президента, обвиняя его в неспособности справиться с высоким уровнем преступности, дефицитом товаров первой необходимости, безработицей и инфляцией, превысившей 56%.
«В Венесуэле можно провести параллели с Украиной, зная из истории латиноамериканской страны, что студенты – очень мощная сила. Они неоднократно свергали диктаторские режимы, в частности правительство Маркоса Переса Хименеса в конце 1950-х, – сказал в беседе с «НГ» замдиректора Института Латинской Америки ФАНО Владимир Сударев. – Мадуро опасается распространения студенческих волнений на всю страну. Тем более что у протестующих появился новый лидер Лопес. В отличие от Энрике Каприлеса Радонски, считающего, что победить можно лишь на выборах, он отдает предпочтение не голосованию, а улице».
Правительство винит в дефиците товаров и продовольствия «саботажников» и «жадных до прибыли коррумпированных бизнесменов». Оно утверждает, что движение протестов – попытка государственного переворота, и подозревает в планировании заговора Вашингтон.
На прошлой неделе Каракас выслал трех американских дипломатов, обвинив их во встречах с оппозиционерами и подстрекательстве к подрыву социалистического строя. Еще он аннулировал аккредитацию репортеров CNN, освещающих политический кризис в стране. Мадуро заявил: «Я не потерплю пропаганды против Венесуэлы. Если они не угомонятся, пусть убираются из Венесуэлы». Ранее венесуэльский президент запретил вещание в стране колумбийского телеканала NTN24 и обвинил в манипуляциях агентство France-Presse.
Госсекретарь США Джон Керри осудил эти шаги, подчернув, что «демократии так себя не ведут». Барак Обама на пресс-конференции в мексиканской Толуке заявил, что властям Венесуэлы следует освободить задержанных демонстрантов и наладить с ними конструктивный диалог. Он указал на то, что Венесуэле «следует прислушаться к законным претензиям своего народа вместо того, чтобы обвинять американских дипломатов».
В ответ Мадуро предложил Обаме восстановить фактически разорванные дипломатические отношения. «Я призываю вас к диалогу, президент Обама, к диалогу между патриотической, революционной Венесуэлой и правительством США, я принимаю вызов, и давайте начнем диалог в верхах и выложим на стол всю правду», – приводят венесуэльские СМИ слова своего президента.
Как следует из заявления, Мадуро хочет провести «разоблачительный» диалог, который продемонстрирует венесуэльцам все, что власти знают о Белом доме. Бремя налаживания первичного диалога он наложил на главу МИДа Элиаса Хауа.
Дипломатические отношения между Каракасом и Вашингтоном сейчас поддерживаются на уровне поверенных в делах. В конце 2010 года американским послом был назначен Ларри Палмер, который после утверждения его кандидатуры выступил перед конгрессменами, сообщив о якобы низкой морали венесуэльских военных и их связях с колумбийскими повстанцами. В ответ Уго Чавес заявил, что Палмер никогда не будет послом в Каракасе. Не дождавшись агремана для Палмера, Вашингтон отказал в визе тогдашнему послу Венесуэлы в США Бернардо Альваресу.
Дальнейшему охлаждению отношений способствовало введение санкций в отношении нефтегазой компании Petrоleos de Venezuela за связи с Ираном. Последней же каплей стала высылка из США генерального консула Венесуэлы в Майами. В ответ на это Каракас решил закрыть диппредставительство в этом городе.
«США – главный импортер венесуэльской нефти – может в любой момент этот клапан закрыть. И тогда находящаяся на краю пропасти венесуэльская экономика просто рухнет, – пояснил Сударев. – Несмотря на то что стране грозит голод, власти не решаются вводить карточную систему, как на Кубе. При этом Мадуро считает Кубу образцом для всей Латинской Америки, тогда как Гавана пытается сейчас из своей модели как-то выйти. Однопартийная система, отсутствие политических свобод, контролируемые СМИ – это то, к чему стремится Мадуро. И в его действиях нет ни малейших признаков установления диалога с оппозицией».
В сложившейся ситуации на Мадуро пытается воздействовать Бразилия. «С подачи Бразилии Венесуэла стала полноправным членом интеграционного объединения Mercosur, где события в Венесуэле воспринимаются более чем сдержанно, – сказал «НГ» заведующий сектором общих проблем Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО ФАНО Виктор Красильщиков. – Когда у тебя такой разваливающийся партнер, никто не знает, что оттуда хлынет на общий рынок южноамериканских стран».