В рабочем кабинете автора Декларации независимости Томаса Джефферсона Олланду попалась книга на французском языке. Фото Reuters
Сегодня завершается трехдневный официальный визит в США Франсуа Олланда. Вашингтон и Париж дают понять, что настроены на тесное сотрудничество по ключевым международным вопросам, причем на первый план ставят тематику безопасности.
Первый государственный визит французского президента в США с 1996 года, когда Жан Ширак приезжал к Биллу Клинтону, начался с воспоминания об общей истории двух старых союзников. В понедельник Обама сопроводил Олланда в особняк третьего американского президента Томаса Джефферсона, который в 1780-е годы служил посланником при французском дворе. Он находится в районе города Шарлотсвилл, штат Вирджиния.
Вчера Олланда ждал официальный обед в Белом доме. Перед ним лидеры обсудили ситуацию в Иране, Сирии, Африке, а также Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (так называется готовящееся соглашение о создании зоны свободной торговли между США и ЕС).
Отношения между Вашингтоном и Парижем были нарушены в 2003 году, когда Ширак отказался от вторжения в Ирак. По мнению Financial Times, возрождение франко-американского альянса стало возможным после того, как британский парламент отклонил военное вмешательство в Сирии. Тогда-то Франция и активизировалась, поняв, что может стать ключевым американским союзником в сирийской кампании. Говорят, что в Сирию уже летели французские самолеты, однако Обама в последнюю минуту не дал хода операции и передал дело в Конгресс. Это больно задело Париж, но он решил не сбавлять оборотов: занял жесткую позицию по Ирану, утверждая себя в качестве напористого и принципиального партнера, с которым нужно считаться. В связи с этим интересно отметить, что рамочное соглашение «шестерки» международных посредников и Тегерана было достигнуто на переговорах 20–21 ноября, а 22 ноября Белый дом объявил о приглашении Олланда.
Последними эпизодами, способствовавшими охлаждению отношений, явились скандал с прослушкой и неудовольствие, которое госсекретарь Джон Керри выразил в связи с недавним визитом в Иран более ста руководителей крупнейших французских фирм. Ныне все противоречия в прошлом – именно таков основной лейтмотив совместной статьи, опубликованной Обамой и Олландом в понедельник на страницах Washington Post и Monde: «Десять лет назад мало кто мог бы представить себе две наши страны работающими вместе так тесно и разнопланово. Но в последние годы наш союз претерпел изменения».
Статья послужила удобным поводом призвать другие страны разделить груз ответственности в горячих точках: «Укорененное в дружбе, насчитывающей более двух веков, наше углубляющееся партнерство служит моделью международного сотрудничества. Ни одна страна в одиночку не может ответить на трансатлантические вызовы. Больше стран должны предложить свою помощь и разделить бремя и издержки лидерства. Больше стран должны выполнить свои обязательства по поддержанию глобальной безопасности и мира и продвижению независимости и прав человека». Это замечание, видимо, имеет отношение к операциям в Мали и Центрально-Африканской Республике, осуществляемым Францией при поддержке США. Париж заинтересован в том, чтобы ФРГ и другие страны ЕС принимали более активное участие в оборонной политике, к тому же давно побуждает европейских союзников и Вашингтон.
Еще одно направление развития сотрудничества – космос. США и Франция запустят совместный исследовательский аппарат на Марс в марте 2016 года. Глава НАСА Чарльз Болден в понедельник в рамках визита Олланда подписал соответствующее соглашение с президентом французского Национального центра космических исследований Жан-Ивом Ле Галем. Беспилотный космический аппарат InSight достигнет поверхности Красной планеты в сентябре 2016-го, передает Интерфакс.
Французская пресса, впрочем, нашла целый ряд поводов выразить недовольство. Одни издания сетуют, что прием далеко не столько помпезен, как в 1960 году, когда генерала Шарля де Голля принимал Дуайт Эйзенхауэр. Другие недовольны тем, что из 80 членов французской делегации на обед в Белом доме оказались приглашены только 20, притом что общее число приглашенных составило 320 человек. И все же, по мнению Гийома Ксавье-Бенде из Германского фонда Маршалла (Брюссель), визит Олланда в США, «четвертый государственный визит иностранного лидера с того момента, как Обама приступил к исполнению полномочий, весьма символичен».