Председатель АИКОС Ли Розенберг решил не ссориться с президентом США Бараком Обамой из-за Ирана и дать шанс переговорному процессу. Фото Reuters
Американо-израильский комитет по общественным связям (АИКОС) не смог добиться расширения санкций против Ирана. Газета New York Times (NYT) расценила это событие как крупнейший провал ведущей организации еврейского лобби США со времен Рональда Рейгана. Другой тревожный сигнал, свидетельствующий о напряженности в американо-израильских отношениях, – болезненность, с которой Тель-Авив отреагировал на предостережение Вашингтона о перспективе международного бойкота Израиля в случае провала ближневосточного мирного процесса.
New York Times выступила с пространной статьей о первом поражении АИКОС за 30 лет. Законопроект, предусматривающий введение новых санкций против Исламской Республики Иран, чему непоколебимо противостоит президент США Барак Обама, завяз в Сенате. АИКОС предпринял тактическое отступление и перестал лоббировать документ, хотя и предупредил, что все изменится, провались переговоры Тегерана и «шестерки» международных посредников. Законопроект поддержали 16 демократов и 43 республиканца. Это почти столько, сколько нужно для формирования большинства, решение которого устойчиво к президентскому вето (67 из 100 сенаторов). Несмотря на это пришлось прекратить натиск.
Такого не было с тех пор, как Рональд Рейган согласился в 1981-м продать Саудовской Аравии самолеты, оборудованные системой воздушного предупреждения и управления AWACS, которых у Израиля тогда не было, пишет NYT. Используя мощную донорскую сеть и широкие круги сторонников на местах, АИКОС добился единогласного одобрения Конгрессом огромного числа документов, обеспечивавших Тель-Авиву американскую поддержку. Организация бьет рекорды денежных сборов, и благодаря ей в законопроект о расходах федерального бюджета на 2014 фискальный год было заложено 3,1 млрд долл. в качестве американской помощи Израилю. Ее ежегодная конференция 2–4 марта в Вашингтоне будет крупнейшей в истории и соберет 14 тыс. активистов.
Такой расклад дал основания Стивену Уолту и Джону Миршаймеру в знаменитой работе «Израильское лобби и внешняя политика США» (2006) говорить о чрезмерном влиянии лоббистских структур еврейского государства на американскую политику. Тем загадочнее внезапный провал. Называются две возможные его причины. Первая – раскол еврейской общины на консерваторов и либералов. Известно, что другая произраильская организация JStreet выступает решительно против санкций. Вторая причина – боязнь поссориться с Обамой. Так, АИКОС публично не высказался против кандидатуры Чака Хейгела на пост министра обороны, поскольку его предупредили, что президент этого не простит.
New York Times незамедлительно ответил неоконсервативный журнал Commentary, созданный Американским еврейским комитетом. Старший редактор издания Джонатан Тобин опровергает мнение о том, что АИКОС – монолитная и всесильная группа, которая может протолкнуть любой законопроект. Он считает, что автор статьи в NYT Марк Лэндлер слишком упрощенно представил дебаты по Ирану в Конгрессе как дуэль между Обамой и АИКОС. «Мощь АИКОС основана не на мифической способности пересиливать волю президентов, а на простом факте того, что поддержка еврейского госудаства выходит за рамки партийной политики, а также этнической или религиозной линии», – утверждает Тобин.
Как бы то ни было, сложившаяся ситуация явно не обрадует премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Тем более что еще не утихли страсти после обмена ремарками по другому острому вопросу – о ближневосточном урегулировании. По мнению госсекретаря США Джона Керри, в случае провала этого процесса возникнет опасность международного бойкота еврейского государства. Он имел в виду постепенный разрыв европейскими компаниями отношений с израильскими фирмами, вовлеченными в строительство поселений на Западном берегу Иордана. Нетаньяху принял это замечание за угрозу и заявил, что международное давление на Израиль, аморальное и несправедливое, даст обратный эффект.
Еще более резкими были высказывания некоторых членов правительства, обращенные уже непосредственно против Керри. Министр по делам разведки Юваль Штайниц из правящей партии «Ликуд» назвал слова госсекретаря «оскорбительными, нечестными и неприемлемыми». «Нельзя ожидать того, что государство Израиль будет вести переговоры с пушкой, направленной ему в голову», – воскликнул он. Министр экономики Нафтали Беннет из пропоселенческой партии «Еврейский дом» предупредил, что Израиль не отдаст свои земли из экономических страхов. Он надеется, что мир выступит против антиизраильских призывов к «антисемитскому бойкоту», вместо того чтобы раздувать их.
Пришлось привлечь к разъяснению позиции Вашингтона официального представителя Госдепартамента Дженнифер Псаки, которая подчеркнула, что Керри просто описал те действия, которые предпринимаются иными акторами и им всегда осуждались. С неодобрительными комментариями в Twitter выступила помощник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс. Участниками полемики по незначительному, казалось бы, поводу оказались очень многие стороны. Так, Керри раскритиковал и глава Антидиффамационной лиги Абрахам Фоксман. Он считает, что ремарка о бойкоте послужит сигналом для палестинцев и антиизраильских активистов.
Ранее, в январе, произошел другой неприятный эпизод, когда министр обороны Моше Яалон раскритиковал американский план обеспечения израильской безопасности после создания палестинского государства и приписал Керри «необъяснимую одержимость и чувство мессианства». Псаки тогда назвала такой тон агрессивным и неуместным. Тем, кто после этой «черной» полосы рассчитывает на улучшение американо-израильских отношений, остается надеяться на встречу Обамы и Нетаньяху по случаю конференции АИКОС, где традиционно будет выступать израильский премьер-министр. В марте же Обама отправится с визитом в Саудовскую Аравию. В Израиле он побывал чуть меньше года назад.