Экономические взгляды Акселя Кисилофа совпали с потребностями Кристины Фернандес де Киршнер. Фото Reuters
Министр иностранных дел Аргентины Эктор Тимерман в интервью газете Pagina 12 опроверг сообщения о том, что страна якобы обратилась к Бразилии за помощью на фоне резкого падения курса песо и снижения золотовалютных резервов. Только за минувшую неделю курс песо рухнул на 15%. Если такая динамика сохранится, президенту Кристине Фернандес де Киршнер и ее окружению грозит кризис доверия граждан и бизнеса.
В минувшую пятницу Центральный банк Аргентины потратил рекордную сумму – 1,25 млрд долл. – на поддержку курса песо. По официальным данным, в подлинность которых мало кто верит, в золотовалютных закромах у страны осталось 28,3 млрд долл., тогда как три года назад было 52,6 млрд. Только за последнюю неделю курс национальной валюты упал почти на 15% – до отметки 8 песо за 1 долл. Но ситуация еще хуже, так как в Аргентине существует параллельный валютный курс, и доллар там уже стоит больше 12 песо. Она не только открывает широкую дорогу для финансовых спекуляций, но и влечет рост цен на импортные товары, чревата снижением покупательной способности населения.
На этом фоне в ряде СМИ появилась информация о том, что Кристина Фернандес де Киршнер во время недавнего саммита Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СELAC) в Гаване якобы обратилась к бразильской коллеге Дилме Руссефф с просьбой об экономической поддержке. «Президент ничего не просила», – заверил глава МИДа Тимерман, напомнив, что Руссефф сочла необходимым отметить, что Аргентина располагает всем необходимым для преодоления любой ситуации.
Ранее Киршнер написала в своем микроблоге в Twitter, что в Гаване обсуждала с Руссефф спекулятивные давления на обменные курсы в развивающихся странах. Однако до сих пор она не прокомментировала напрямую резкое изменение курса песо к доллару, которое многие называют девальвацией.
«Разумеется, это девальвация. Только за январь официальный курс песо упал более чем на 30%», – сказал в беседе с «НГ» руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН доктор экономических наук Петр Яковлев. И это после того, как ЦБ Аргентины решил сократить интервенции на фоне сокращения золотовалютных резервов до семилетних минимумов.
Эксперт считает, что причин резкого обесценения песо две. Одна относится к неблагоприятной тенденции для валют развивающихся стран. Федеральная резервная система США снизила обороты печатного станка, и инвесторы вновь повернулись лицом к доллару. Но главная причина все же внутренняя.
«Экономические проблемы Аргентины, которая могла вполне быть одной из самых процветающих стран мира, лежат в области политики. Правительство встало на пути грубейших макроэкономических просчетов, – пояснил Яковлев. – Надо было выиграть выборы, удержаться у власти. И команда Киршнер выбрала самый простой путь – тратила на это валютную выручку и опустошала резервы».
Более того, с 2004 года в правительстве не было толкового министра экономики. По словам эксперта, людей на этот пост назначали, ориентируясь отнюдь не на профессиональные заслуги, а потом выгоняли, заменяя на еще более убогих личностей. Сейчас должность министра доверили 41-летнему Акселю Кисилофу – экономисту марксистского толка, правнуку раввина-иммигранта из Одессы и приятелю сына Киршнер. «Весь его экономический курс состоит в том, чтобы заткнуть дыры в бюджете и сохранить привычные аргентинцам субсидии, чтобы кандидат правящего «Фронта за победу» победил на выборах в 2015-м, – сказал Яковлев. – Правда, сама Киршнер по Конституции, не имеет права еще раз баллотироваться в президенты».
Ее комментарий в Twitter ограничился тем, что за событиями в стране стоят интересы крупных банков. А премьер-министр Хорхе Капитанич назвал происходящее «систематическими нападками структур, заинтересованных в дестабилизации». Он обвинил бизнес-круги и профсоюзы в отказе поддержать меры, принимаемые правительством, и заверил, что рост курса доллара не ударит по зарплатам трудящихся.