Фото Reuters
В итальянской политике наметился очередной поворот, который вызывает в стране недоумение и растерянность. В этом виноваты флорентийский мэр, секретарь главной правительственной Демократической партии (левый центр) Маттео Ренци и... злостный правонарушитель, осужденный в окончательном порядке Кассационным судом, но остающийся лидером крупнейшей оппозиционной силы «Вперед, Италия!» (правый центр), Сильвио Берлускони. Лидеры двух теоретически непримиримых и неравных лагерей после встречи в субботу в штаб-квартире демократов договорились о плане широкой реформы государственного уклада Италии.
Флорентийский мэр заявил на пресс-конференции, что Сенат станет «палатой автономий», и подчеркнул, что «есть глубокое согласие с партией «Вперед, Италия!» относительно модели избирательного закона, который бы содействовал повышению управляемости страны и становлению биполярности (сведения почти всех партий к двум противоположным блокам)». Новый избирательный закон заменит нынешний, вышедший из кузницы Берлускони и недавно забракованный Конституционным судом. Кавальере, как называют Берлускони, добавил, что новый избирательный закон приведет к «консолидации крупных партий в перспективе упрощения политических сценариев», и напомнил президенту Джорджо Наполитано, что он еще ждет помилования, освобождающего его от приговора Кассационного суда.
Ренци совсем недавно был избран почти 68% голосов на пост секретаря Демократической партии. Ему 39 лет, и он метит на пост премьера. Берлускони, со своей стороны, имеет всем хорошо известный послужной список. Ему почти 78 лет, он был неоднократно премьер-министром. Своими шутками-прибаутками Берлускони выставил страну на посмешище всему миру, погубил экономику, в августе прошлого года был приговорен Кассационным судом в окончательном порядке к четырем годам лишения свободы за налоговое мошенничество с недопущением на выборные должности на срок, еще подлежащий определению. Его также ждут процессы за финансовые прегрешения и пользование услугами несовершеннолетней проститутки.
Вопреки всему этому Берлускони и «Вперед, Италия!» еще получают около 6 млн голосов избирателей. Или – получали, потому что в результате судебных перипетий Берлускони парламентарии лишили его сенатского мандата, и он стал частным лицом. Одновременно его партия раскололась, и умеренное крыло («Новый правый центр») под руководством Анджелино Альфано присоединилось к правительству Энрико Летты.
Что общего имеют Ренци и Берлускони? Уже несколько лет Ренци метил на пост секретаря Демократической партии. Для этого он стилизовал себя под молодого руководителя, носителя всего нового, выступал за утилизацию (именно этим словом он и пользовался) старых партийных боссов, за отказ от старого политического жаргона и старых понятий. А теперь, как только этот поборник нового пришел к власти (в партии, еще не в правительстве), он начал диалог именно с самым что ни на есть старым в итальянской политике – Берлускони.
Рядовые демократы встретили переговоры Ренци–Берлускони в штыки. В субботу группа демонстрантов забросала тухлыми яйцами подъезжавшую машину Берлускони, выкрикивая при этом: «Нет – переговорам с преступником!» И один из наиболее авторитетных лидеров Демократической партии Пьерлуиджи Берсани, который недавно пережил инсульт, пригрозил правительственным кризисом, если сговор Ренци–Берлускони станет реальностью.
Сorriere della Sera усматривает в завязавшемся диалоге Ренци–Берлускони своего рода паранойю. «Итальянские левые и левоцентристские партии, – пишет газета, – все время проклинают Берлускони, клянутся, что никогда не пойдут на сговор с ним, а потом, когда конкретно ставится вопрос о власти, почему-то все готовы кидать утопающему политику спасательный круг. И сейчас Маттео Ренци своей инициативой (исходящей, заметьте, не от союзника, но от противника) позволяет Берлускони, оказавшемуся за пределами активной политики, снова выйти на арену». Но, возражает Ренци, Берлускони, хотя и осужденный и выгнанный из парламента (впрочем – голосами самой Демократической партии), остается лидером ныне оппозиционного формирования «Вперед, Италия!» и признается в таком качестве своими сторонниками, и поэтому надо и с ним разговаривать.
На этот аргумент ответил в статье «С осужденным ничего не обсуждают», опубликованной в газете Fatto Quotidiano, журналист Марко Полито. «Теперь узнаем, – пишет Полито, – что возможный завтрашний премьер Ренци, лидер крупнейшей итальянской политической партии, встретил осужденного в окончательном порядке преступника, чтобы обсудить с ним государственные дела: новый избирательный закон, реформу Сената и т.д. Речь идет об основополагающих элементах конституционной системы страны». Журналист приводит сравнение: «Можно ли провести собрание школьного совета, чтобы обсудить учебные программы вместе с профессором-педофилом? Нет, нельзя. Не надо долго и обстоятельно разъяснять. Нельзя, и все».
Рим