Речь Барака Обамы была проникнута духом исключительного патриотизма. Фото Reuters
Президент США Барак Обама объявил о давно ожидавшихся реформах разведаппарата. Некоторые из мер предназначены к немедленной реализации, другие потребуют дальнейшей проработки и одобрения Конгресса. Основной месседж президента сводился к тому, что массовый сбор данных об американцах продолжится, однако доступ спецслужб к этой информации значительно ограничат. Обама пообещал не шпионить за главами дружественных государств и правительств. Перемены оказались косметическими.
Без проволочек Агентству национальной безопасности (АНБ) предписано обращаться за разрешением в Суд по вопросам надзора за иностранными разведками (СНИР), чтобы получить доступ к телефонным записям сотен миллионов американцев (за исключением экстренных случаев).
В более отдаленной перспективе Обама хочет передать функции сбора и хранения сведений от спецслужб некоему независимому, не подконтрольному властям консорциуму. План того, как это можно сделать, должны представить генеральный прокурор и разведсообщество.
Ограничен круг американцев, к звонкам которых спецслужбы могут иметь доступ. Ранее речь шла о гражданах, связанных с подозреваемым непосредственно, а также посредством одного или двух человек. Теперь тройная цепочка укорочена на одно звено. Снимается и запрет на неразглашение банками и телефонными компаниями полученных от спецслужб писем с запросом информации. Одно из самых громких изменений – создание группы независимых адвокатов, которые смогут защищать частные и гражданские свободы в СНИР.
Общий дух выступления Обамы не оставил сомнений в том, что он пошел на уступки разведслужбам и попытался оправдать существующий порядок. Недаром ему аплодировали самые ярые защитники программ АНБ в Конгрессе. В их числе – республиканец Питер Кинг из Палаты представителей, который написал в Twitter: «Речь Обамы, посвященная АНБ, оказалась лучше, чем ожидалось. Большая часть программ остается без изменений».
Конечно, таким раскладом недовольны правозащитники. По мнению создателя WikiLeaks Джулиана Ассанджа, речь Обамы была лишена конкретики и существенно положение дел не изменит. «Все, что мы видим, – это перебрасывание мяча на поле Конгресса и адвокатских групп», – сказал он. Ассандж не мог не вспомнить об Эдварде Сноудене, с подачи которого в США и созрел протест против массовой слежки. Именно он и подобные ему люди «спровоцировали дебаты» и «приволокли лягающегося и вопящего президента» объявлять реформы.
Похожее мнение озвучил исполнительный директор Американского союза защиты гражданских свобод Энтони Ромеро: «Он (Обама. – «НГ») не обещает положить конец массовому сбору данных о телефонных записях. Он вплотную подошел к пониманию проблем, но отказался от реальной реформы. Он пришел к финишной линии, но не пересек ее. Президент хочет и согласиться с критикой массового сбора и хранения данных, и сохранить эту возможность, невзирая на серьезные проблемы».
Президент США обещал не шпионить за «близкими друзьями и союзниками», имея в виду глав дружественных государств и правительств. Этот курс Обама подтвердил в интервью немецкому телеканалу ZDF. Он заверил, что не позволит массовой слежке повредить контактам Вашингтона с Берлином и другими союзниками, хотя и признал, что для восстановления доверия потребуется время. Даже у близких партнеров есть разногласия во внешней политике, но это не повод шпионить за их частными сношениями, считает Обама.
С другой стороны, список «друзей» не публикуется. Ничего не было сказано и о гарантиях для помощников, советников или оппонентов иностранных лидеров. Напомним, когда вскрылся факт прослушки АНБ канцлера ФРГ Ангелы Меркель, разразился грандиозный скандал, а отношения между двумя странами, по оценке представителя фракции ХДС/ХСС в Бундестаге по вопросам внешней политики Филиппа Мисфельдера, оказались наихудшими более чем за десятилетний срок.
Реакции официальных лиц в Берлине были сдержанными. Более критично выступили журналисты. Бравший у Обамы интервью Клаус Клебер заявил: немцы отнеслись к речи Обамы скептически и осторожно, многие были разочарованы ею, даже те, кто считает себя настроенным проамерикански. Блогер Саша Лобо написал в своем микроблоге: «Приятно узнать, что в будущем ты избежишь слежки, просто став канцлером». Журнал Spiegel и вовсе приписал АНБ превращение Интернета в систему вооружения.
Ян Филипп Альбрехт, член Европарламента от партии «Зеленых», обвинил Обаму в риторической уловке. Того же мнения и французский правозащитник, один из основателей ассоциации по защите прав пользователей Интернета Quadrature du Net Жереми Зиммерман, назвавший речь Обамы кризисным пиаром. Он дал ключевую оценку: «Не думаю, что в рамках одной речи можно сломить представление об исключительности США: если у тебя есть американский паспорт, твои права защищены, а если нет, ты просто пыль».
Между тем наделала шума статья, размещенная на американском сайте BuzzFeed. Она отражает настроения в отношении Сноудена в военно-разведывательной среде, которые сводятся к доходящему до извращения желанию убить его. Один из сотрудников Пентагона поведал этому ресурсу: «Мне бы хотелось всадить пулю ему в голову. Я не получаю удовольствия, когда отнимаю жизнь у другого человека, но он – самый большой предатель в американской истории».
У еще одного собеседника BuzzFeed из военной разведки совсем разыгралось воображение: «Он (Сноуден. – «НГ») просто, ни о чем не подозревая, прогуливается по улицам Москвы, возвращаясь к себе после покупок. Возвращается он себе в свою квартиру, а его нечаянно толкает прохожий… Он идет домой как ни в чем не бывало, а следующее, о чем вы узнаете, – это то, что он умер в душе».