Фото Reuters
Японо-китайский конфликт обостряется. В ответ на рейды кораблей КНР в спорных водах Япония провела учения, в ходе которых противника выбивают с захваченного острова. Расширяются и географические рамки противостояния. Китай в одностороннем порядке ввел ограничения на рыболовство в Южно-Китайском море. Токио и Вашингтон назвали этот шаг угрозой международному порядку.
Япония в минувшее воскресенье провела маневры под названием «Защита островов». По сценарию, японские воздушно-десантные подразделения выбивают со своей земли врага. «Бой» происходил на базе к востоку от Токио. На учениях присутствовал министр обороны Ицунори Онодэра. Он заявил, что Япония готова надежно защитить свою территорию и воды вокруг островов Сенкаку (в Китае их называют Дяоюйдао).
В то время как два экономических гиганта играют мускулами в Восточно-Китайском море, расширяются географические рамки конфликта между ними. С 1 января вступили в силу новые правила рыболовства в Южно-Китайском море, установленные КНР. Согласно этим правилам, иностранное рыболовное судно, прежде чем войти в воды, которые Китай считает своей территорией, должно предварительно получить разрешение китайских властей. А ведь Китай претендует на большую часть акватории Южно-Китайского моря.
Онодэра охарактеризовал эти правила как угрозу «существующему мировому порядку». А Вашингтон, как передало агентство Reuters, назвал их «провокационными и потенциально опасными». Столь резкие заявления вряд ли произведут большое впечатление на Пекин. Их цель иная. Япония и США хотят вовлечь в антикитайский «фронт» Вьетнам, Филиппины и другие страны Юго-Восточной Азии, которые также втянуты в территориальные споры с КНР.
Япония, естественно, возлагает вину за нагнетание напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе на Пекин. Но так ли уж безгрешно ее правительство? Возмущение не только в Китае, но и Южной Корее, других азиатских государствах, подвергавшихся японской оккупации, вызвало посещение премьер-министром Синдзо Абэ храма Ясукуни в Токио.
У входа в это синтоистское святилище – надпись, гласящая, что там покоятся те, кто погиб во имя родины. В алтаре храма размещены таблички с именами павших воинов. В числе их и военные преступники, казненные по приговору Токийского трибунала. Поэтому храм в глазах многих азиатов стал символом агрессии Японии во время Второй мировой войны.
Даже в самой Японии далеко не все одобрили паломничество премьера. Судя по результатам опроса, 47% высказались против посещения храма. А Китай развернул настоящую международную кампанию. В беседе с «НГ» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Владимир Портяков отметил, что «во многих странах, в том числе в России и США, послы КНР опубликовали жесткие статьи, где осуждаются попытки обелить японский милитаризм, нежелание признать факты истории. А центральный партийный орган «Жэньминь жибао» напомнил, что в 2010 году, когда отмечалась 65-я годовщина окончания войны, Россия и Китай совместно выступили против фальсификации ее истории. В общем, акцент делается на том, что Россия и Китай должны совместно противодействовать политике нынешнего японского руководства».
За рубежом ряд комментаторов утверждают, что Пекин стал более решительно предъявлять свои территориальные претензии к соседям в Азии после того, как у руля встал генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин. По мнению некоторых китайских политологов, Си хочет показать себя сильным лидером, подобным Мао Цзэдуну. Касаясь этих оценок, Портяков сказал, что Си Цзиньпин позиционирует себя как сильного и активного лидера, более близкого к народу, чем его предшественники.