Тегеран дал согласие на ежедневный контроль ядерных объектов в Натанзе (на снимке) и Фордо инспекторами МАГАТЭ. Фото Reuters
Иран согласовал с «шестеркой» международных посредников технические аспекты ноябрьской промежуточной сделки, рассчитанной на шесть месяцев. Ее реализация начинается 20 января и предполагает приостановку ядерной программы Тегерана взамен на смягчение экономических санкций. К концу отведенного срока стороны постараются прийти к всеобъемлющему договору.
Через неделю Иран на шесть месяцев приостановит ввод в оборот новых центрифуг и ядерных объектов и производство высокообогащенного урана (до 20%), а также начнет разбавление или преобразование в техническую закись-окись уже имеющихся его запасов (около 196 кг). По словам замминистра иностранных дел Исламской Республики Аббаса Аракчи, за шесть месяцев таким образом уничтожат только половину запасов, а полное их истребление рассчитано на год. Будет заморожено строительство плутониевого реактора на тяжелой воде в Араке. При этом Тегерану разрешено сохранить уже существующие центрифуги (их около 18 тыс.), обогащать уран до низкого уровня в 3,5% и продолжить научные исследования в этой области. Соблюдение условий сделки проконтролируют инспекторы МАГАТЭ.
США и Евросоюз, в свою очередь, вернут Иран на рынок нефтехимической продукции, автомобилей, драгоценных металлов. Сумма освобожденных от действия санкций средств составит 6–7 млрд долл., включая 4,2 млрд доходов от продажи нефти, замороженных на иностранных счетах. Первый транш в размере 550 млн долл. Исламская Республика получит 1 или 3 февраля. Будет выплачиваться по траншу каждые 34 дня. Последний транш Иран получит в последний день действия соглашения. Пресс-секретарь главы европейской дипломатии Майя Коцьянчич заявила о том, что решение о снятии ограничительных мер с ИРИ будет принято Советом ЕС по иностранным делам 20 января.
Прорывное соглашение было достигнуто Ираном и «шестеркой» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) в Женеве 24 ноября после 10-летнего тупика. Однако практическое применение рамочной договоренности пришлось отложить до выяснения технических деталей. За полтора месяца состоялось три раунда экспертных переговоров в Вене и Женеве, последний из них прошел в четверг–пятницу и возымел положительный результат. В воскресенье президент США Барак Обама приветствовал завершение этого этапа, открывающее дорогу промежуточной сделке, которая дает время для достижения всеобъемлющего соглашения. Условия последнего должны быть таковыми, чтобы международное сообщество перестало опасаться военного характера ядерной программы Тегерана. По оценке Обамы, озвученной им в декабре, шансы заключить подобный договор в лучшем случае 50 на 50. Теперь же американский лидер добавил, что не питает иллюзий и готовится к сложному переговорному процессу. Его мнение разделяет госсекретарь Джон Керри.
В Москве позитивно отнеслись к окончанию технического этапа подготовки первой фазы «Совместного плана действий». «Призываем все вовлеченные стороны продолжать конструктивное взаимодействие на этом направлении, – говорится в комментарии российского МИДа. – Сейчас крайне важно сохранить заложенный в Женеве дух совместной работы и воздерживаться от заявлений и действий, способных негативно отразиться на ходе переговорного процесса. Россия как и прежде будет делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить развитие позитивной динамики диалога «шестерки» с Ираном и добиться окончательного решения проблемы за столом переговоров».
К выработке окончательного документа стороны приступят через три-четыре недели. Особый акцент делается на том, что при необходимости из сделки можно будет выйти в любой момент. Так, Аракчи заявил, что для выполнения условий соглашения будут демонтированы соединения центрифуг, пригодных лишь для 5-процентного обогащения урана. При этом вновь собрать в кратчайшие сроки такие же каскады, с помощью которых возможно уже 20-процентное обогащение, не представляет технической сложности, отметил замглавы МИД ИРИ. Для США гарантией обратимого характера договоренности служат траншевый характер разморозки иранских активов и угроза ввести новые санкции. Чтобы не вызвать нареканий, Вашингтон старается не педалировать требование Исламской Республики оставить за собой право на мирный атом, которое на предстоящих переговорах неизбежно станет основным.
Несмотря на все эти предосторожности, недовольных соглашением немало. В их числе – наиболее консервативные круги в самом Иране, израильтяне, американские сенаторы (как республиканцы, так и демократы). На инициативы последних Обама готов ответить правом вето. Между тем на днях стало известно о том, что сторонников законопроекта уже больше, чем необходимо для преодоления президентского вето, то есть свыше 67 человек. Пока лидер демократического большинства в Сенате Гарри Рид не собирается выносить документ на голосование, однако не ясно, сколько еще времени он сможет сдерживать бурный натиск законодателей, возмущенных недостаточно жесткими условиями рамочного соглашения.
Тем временем посол ИРИ в РФ Мехди Санаи сообщил, что министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф прибудет в четверг в Москву с однодневным визитом для встречи с российским коллегой Сергеем Лавровым и президентом Владимиром Путиным. Одной из тем обсуждения станут переговоры Тегерана с «шестеркой» посредников, передает Интерфакс.