Жители Штутгарта встречают Рождество в приподнятом настроении. Фото Reuters
Накануне Рождества Комиссия ЕС вселила в граждан Объединенной Европы дух оптимизма. Чиновники и эксперты считают, что 2014 год будет для экономики еврозоны и всего Евросоюза принципиально иным. После двух лет рецессии и стагнации, вызванных долговым кризисом, начинается подъем, хотя и весьма робкий.Как следует из прогнозов Еврокомиссии, совокупный ВВП 28 стран ЕС вырастет в 2014 году на 1,4%, а в 17 странах еврозоны – на 1,1%. «Пока рано праздновать победу, однако множатся признаки того, что европейская экономика подошла к поворотному пункту», – заявил заместитель председателя Еврокомиссии по экономическим и финансовым вопросам Олли Рен.
С лета 2013 года Eurostat фиксирует в странах ЕС постепенное улучшение макроэкономических показателей. Причем Восточная Европа восстанавливается быстрее Западной. Так, чемпионами по росту в третьем квартале стали Румыния, ВВП которой увеличился на 1,6% по сравнению с предыдущим кварталом, Латвия (+1,2%) и Венгрия (+0,8%).
Германия, крупнейшая экономика ЕС, входит в 2014 год в достаточно хорошей форме, о чем, в частности, свидетельствует рост индекса Ifo – важнейшего показателя деловых настроений. Индекс потребительского доверия GfK поднялся до самого высокого значения с 2007 года, биржевой индекс DAX пребывает на историческом максимуме, а число банкротств упало на самый низкий уровень за 14 лет. Еврокомиссия предсказывает в 2014-м рост ВВП Германии на 1,7%.
Еще одним локомотивом роста станет Великобритания. Ее правительство уже пересмотрело в сторону повышения экономические прогнозы и объявило, что в 2014 году ожидает взлет ВВП на 2,4%. Поводом для этого стали существенное снижение безработицы и взятый Лондоном курс на реиндустриализацию.
Подъем в Великобритании даст дополнительный импульс Ирландии, для которой сотрудничество с соседней страной носит приоритетный характер. А ситуация в Ирландии, в свою очередь, имеет символическое значение для еврозоны. Ведь Ирландия стала первой страной, получившей экстренную помощь от Европейского стабилизационного фонда. Равно как и первой страной, успешно завершившей на днях трехлетнюю программу бюджетного оздоровления.
Вслед за Ирландией о выходе из программы финансовой поддержки заявила Испания. В 2012 году четвертая экономика еврозоны запросила помощь на рекапитализацию банковского сектора. Из выделенных Испании 100 млрд евро правительство воспользовалось 41 млрд. Решения Ирландии и Испании о выходе из-под международной опеки в Еврокомиссии расценивают как веху в борьбе с долговым кризисом. Испания наконец вырвалась из двухлетней рецессии. Страна, пережившая обвальное падение рынка недвижимости, а затем потрясения в строительстве и банковском секторе, была одним из символов кризиса, рекордсменом по уровню безработицы.
Впрочем, добиться снижения безработицы Испании пока не удается. Хотя в целом по ЕС впервые с февраля 2011-го было отмечено незначительное сокращение числа безработных. Некоторые подвижки происходят даже на рынке труда Греции. Ожидается, что в 2014-м ВВП Греции покажет рост в 0,5%. Так что хозяйственный рост ожидается во всех странах, кроме Кипра.
Правда, тревожная ситуация остается во Франции. В третьем квартале ее ВВП сократился на 0,1%, ухудшились такие показатели, как промышленное производство, уровень инвестиций, личное потребление. Французское правительство не торопится вступить на путь реформ. Не случайно в ноябре рейтинговые агентства вновь снизили оценку кредитоспособности Франции, которая до 2012 года считалась безупречным заемщиком.
Кстати, неделю назад сам ЕС потерял свой наивысший кредитный рейтинг у Standard & Poor’s. Агентство понизило долгосрочный рейтинг Евросоюза до АА+ со стабильным прогнозом с уровня ААА и сохранило краткосрочный рейтинг на уровне 1+. В Standard & Poor’s объяснили этот шаг ослаблением экономических связей между странами ЕС и ухудшением состояния их кредитного портфеля. В Брюсселе восприняли понижение рейтинга в штыки. «Все государства своевременно и в полном объеме делали перечисления в бюджет даже в острой фазе финансового кризиса», – заявил Олли Рен. И особо подчеркнул, что рейтинг ЕС у двух других главных рейтинговых агентств Fitch и Moody’s соответствует уровню ААА.
С протестом еврочиновника в целом согласен завотделом страновых исследований Института Европы РАН Владислав Белов. «Как можно говорить о слабости связей участников ЕС, если на внутрирегиональную торговлю этих стран приходится 70% товарооборота? – сказал он в беседе с «НГ». – Евросоюз – это экономика, ориентированная прежде всего на собственный рынок».
Что касается Германии, то она, по словам эксперта, действительно играет роль двигателя европейской экономики. «Благодаря жесткой позиции канцлера Ангелы Меркель и нового-старого министра финансов Вольфганга Шойбле в ЕС заработали структурные реформы. Это видно на примере Испании, где в конце года наступил хозяйственный рост. Худо-бедно реформируется греческая экономика, несмотря на сопротивление чиновников и общества. С неплохими показателями подошли к концу года страны Северной и Центральной Европы. Так что есть основания надеяться, что следующий год будет для европейской экономики более удачным, чем 2013-й и предыдущие», – заключил Белов.