Бен Бернанке провозгласил курс на постепенный уход от накачки финансовой системы долларами. Фото Reuters
Сенат США проголосовал в среду за законопроект о бюджете, позволяющий избежать приостановки работы федеральных ведомств и предусматривающий менее болезненное сокращение госрасходов в ближайшие два года. Одновременно Федеральная резервная система (ФРС) приняла решение приступить к постепенному сворачиванию программы стимулирования экономики. Это означает приближение окончания эпохи дешевых денег.Демократы и республиканцы в Сенате проявили редкое единодушие. Законопроект о бюджете получил поддержку представителей обеих партий, что в последнее время большая редкость. Главный финансовый документ страны был принят 64 голосами «за» при 36 «против»
Напомним, что на прошлой неделе компромиссный вариант бюджета, в соответствии с которым расходы будут увеличены на 63 млрд долл., был принят большинством голосов в Палате представителей. Но только теперь президент США Барак Обама смог вздохнуть с облегчением, пообещав подписать документ как можно скорее. «Данный бюджет ослабляет некоторые серьезные сокращения бюджета, от которых страдали студенты и пожилые люди и которые были встречным ветром для нашего бизнеса, – говорится в заявлении президента. – Он открывает дорогу к инвестициям в такие сферы, как образование и исследования, которые всегда вели нашу экономику вперед и укрепляли средний класс».
Новый бюджет дает Вашингтону двухлетнюю передышку от финансовых войн, которые в октябре привели к 16-дневному перерыву в работе федерального правительства. Несмотря на достигнутое соглашение, финансовые споры могут вновь разгореться на Капитолийском холме в конце февраля, когда, по прогнозам Минфина, будет достигнут потолок госдолга. Республиканцы дали понять, что в этом вопросе они так легко не отступят и будут добиваться от демократов уступок – более масштабного сокращения госрасходов.
Рождественские же и новогодние праздники американские политики и финансисты проведут спокойно. Тем более что бюджетное замирение в Сенате дополнило положительную картину экономики США, в результате чего глава ФРС Бен Бернанке в среду же принял решение о сворачивании программы прямого стимулирования экономики. По-другому она называется программой количественного смягчения (QE3).
Речь идет о сокращении программы выкупа ценных бумаг на 10 млрд долл. Более года ФРС ежемесячно приобретала гособлигации и ипотечные ценные бумаги на сумму 85 млрд долл., стараясь поддерживать процентные ставки на низком уровне и стимулировать рост занятости. В результате с сентября 2012 года в США было создано почти 3 млн новых рабочих мест. Теперь объем выкупаемых ценных бумаг будет сокращен до 75 млрд долл. в месяц.
В заявлении ФРС отмечается, что в последние месяцы наблюдается «улучшение экономической конъюнктуры и ситуации на рынке труда», что «согласуется со стабилизацией основных показателей в целом по экономике». Кроме того, ФРС сохранила базовую процентную ставку на уровне, близком к нулю, и заявила о намерении поддерживать ее на том же уровне еще некоторое время после того, как безработица, достигающая сейчас 7%, снизится до 6,5%. 12 из 17 представителей ФРС считают, что подъем ставок начнется уже в 2015-м.
Уходящий в отставку Бернанке объявил, что его вероятная преемница Джанет Йеллен поддерживает идею постепенного ухода от накачки финансовой системы США и мира долларами, то есть возвращения денежно-кредитной политики страны к норме.
Фондовые рынки восприняли решение ФРС как «самое ясное официальное признание того, что крупнейшая в мире экономика идет на поправку». Как пишет Financial Times, «ФРС сократила объем денег, вливаемых в экономику, однако добавила дозу уверенности». Основные индексы на Нью-Йоркской фондовой бирже подскочили более чем на 1% в первый же час после заявления Бернанке. Обменный курс доллара на валютных рынках укрепился. По отношению к евро он вырос на 0,6%, к японской иене на 1,6%.
В то же время дальнейшее сокращение программы количественного смягчения чревато ударом по экономикам развивающихся государств, в том числе России. Ожидается, что инвесторы постепенно будут выходить из рисковых активов в пользу долговых бумаг развитых стран.