Силы самообороны Японии скоро получат существенное подкрепление. Фото Reuters
Правительство Японии впервые за 22 года увеличило расходы на оборону. Оно также выразило намерение установить еще более тесное военное сотрудничество с США и азиатскими партнерами. Все эти приготовления объяснены желанием сравняться с военной мощью Китая и необходимостью реагирования на территориальные притязания Поднебесной.Предыдущие правительства постепенно отменяли ограничения «пацифистской» Конституции 1947 года, по которой Япония вместо армии может иметь лишь «силы самообороны». Нынешний премьер Синдзо Абэ намерен пойти дальше и отменить запрет на военные действия за границей и оказание помощи союзникам. В этой связи японский кабинет на днях одобрил первую стратегию национальной безопасности, а во вторник объявил об увеличении расходов на оборону.
Ни для кого не секрет, что это реакция Токио на обострение территориальных споров, прежде всего с Китаем, военный бюджет которого в последние годы поднялся с седьмого места в мире до второго. «Китай пытается силой изменить статус-кво в воздушном и морском пространстве Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, основываясь на собственных убеждениях, несовместимых с установленными международными порядками», – прописано в стратегии национальной безопасности.
Военный бюджет Японии на ближайшие пять лет составит 24,7 трлн иен (242,4 млрд долл.) вместо 23,5 трлн в предыдущую пятилетку. Заявленное увеличение военных расходов на 5% положит конец многолетней практике их сокращений. Однако, учитывая ежегодное двузначное увеличение военных расходов в Китае, Японии придется положиться на сотрудничество с США и другими стратегическими партнерами, включая Республику Корея, страны Юго-Восточной Азии, Индию и Австралию.
«Главным фактором, побудившим правительство Японии к пересмотру оборонного бюджета, стала так называемая китайская угроза. В частности, притязания КНР на острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) и расширение Идентификационной зоны противовоздушной обороны Китая до спорных с Японией территорий, – сказал в беседе с «НГ» руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. – Премьер-министр Синдзо Абэ утвердил создание Национального совета безопасности и уже подписал серию документов, показав, какую позицию его страна занимает в вопросе территориальных споров с Китаем. К ним относятся и Новые направления военной политики – своего рода военная доктрина Японии. Согласно документу, в стране появится морская пехота для десантных операций на удаленных островах».
Как сообщила вчера газета «Асахи», заявленные кабинетом Абэ военные расходы будут направлены на закупку 19 бронетранспортеров, 52 амфибий-вездеходов, трех беспилотников Global Hawk, 28 истребителей F-35 и 17 самолетов Boeing Osprey, способных взлетать вертикально, пяти подводных лодок и двух эсминцев, оснащенных противоракетной системой Aegis.
Нет сомнений, что военные планы Японии вызовут недовольство Пекина. «Китай пристально наблюдает за стратегией национальной безопасности Японии и направлением ее политики, – сказал представитель МИД Китая Хун Ли. – Необоснованная критика Японией обычной морской деятельности Китая и раздувание ею угрозы со стороны Китая имеют скрытые политические мотивы».
Да и в самой Японии раздаются опасения, что правительство Абэ может внести коррективы в миролюбивый внешнеполитический курс страны. Заявления премьера о том, что Япония по-прежнему настроена на «активный пацифизм», могут оказаться не более чем словами, считает «Асахи». Что же касается расходов на военные нужды, которые по негласным правилам не должны превышать 1% ВВП Японии, то при нынешней тенденции уже через несколько лет они могут достичь 2–3%.