Япония качественно усиливает свои ВМС. Фото Reuters
Японские власти радикально меняют военную политику. Подготовленный правительственной комиссией проект стратегии национальной безопасности предусматривает не только усиление собственного военного потенциала и сохранение союзных связей с США, но и нацеливается на форсирование экспорта оружия и расширение союзов. Все это мотивируется необходимостью борьбы с угрозой со стороны Китая и Северной Кореи.
Документ, о готовности которого вчера объявлено в Токио, является первой попыткой официально сформулировать стратегию национальной безопасности Японии. Он разработан специальной комиссией, назначенной премьер-министром Японии Синдзо Абэ в соответствии с объявленным им намерением пересмотреть основные направления политики правительства, в том числе и курс в военных делах. Проект будет на следующей неделе передан на утверждение кабинета министров.
На данный момент рассекречено лишь резюме документа, в котором содержится аргументация в пользу изменения военной политики страны. По сообщению агентства АР, в нем выражается «обеспокоенность по поводу быстрого и непрозрачного китайского военного строительства и ракетно-ядерной программы Северной Кореи». В связи с этим, говорится в документе, Япония должна наращивать средства разведки, раннего предупреждения и наблюдения, с тем чтобы защитить японское морское и воздушное пространство и укрепить свои вооруженные силы. Ссылаясь на китайские вторжения в воздушное и морское пространство Японии, документ предлагает усилить военные силы на юго-востоке Японии.
Отмечая важность сохраняющегося пребывания американских войск в Японии в соответствии с двусторонним договором безопасности, авторы новой стратегии предлагают всячески укреплять военный союз с США. Вместе с тем в условиях «относительного изменения» влияния США в мире Японии надо заняться расширением своих военных связей с другими странами.
Японские СМИ сообщают, что во имя поиска новых военных партнеров Токио готов «отказаться от трех принципов, ограничивающих экспорт вооружений Японией в случаях, когда это соответствует интересам безопасности Японии». Отмечая важность этого аспекта новой военной политики Токио, Чжан Юньби, комментатор китайской газеты China Daily, указывает, что это часть «длящихся уже год усилий ястреба-премьера Синдзо Абэ превратить Японию в крупную военную державу».
Как отметил в беседе с «НГ» руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов, предлагаемые изменения в стратегии национальной безопасности Японии отражают курс на превращение этой страны в полноценную военную державу. В этих целях японское правительство предлагает изменить трактовку положений Конституции Японии, которые касаются участия страны в коллективной самообороне. Отмена ограничительного толкования конституционных норм позволит японским войскам участвовать в конфликтах далеко от границ своей страны. Абэ твердо держит курс на сохранение особых отношений с США и проведение совместных с Америкой мероприятий по укреплению обороны Японии.
Как отмечает эксперт, так называемые три принципа политики Японии в области экспорта вооружений – это добровольные обязательства. Они предусматривали запрет на поставки оружия в коммунистические страны, в страны, подвергнутые эмбарго решением ООН, и районы вооруженных конфликтов. На деле эти принципы неоднократно нарушались, в частности, во время вьетнамской войны да и после нее. Открытый отказ от них широко распахнет ворота для японского военного экспорта. При этом, учитывая передовую промышленную и технологическую базу Японии, это даст возможность этой стране экспортировать современные вооружения в значительных количествах.
Военный экспорт не только обеспечит крупные денежные поступления японским корпорациям, но и позволит укрепить связи с партнерами в Азии и других регионах. Кроме того, Япония станет серьезным конкурентом для других стран, производящих и экспортирующих оружие и военную технику на мировой рынок, в том числе и для России.