Французские солдаты участвуют в миротворческой миссии в Центрально-Африканской Республике. Фото Reuters
Франсуа Олланд в ходе краткого визита в Центрально-Африканскую Республику (ЦАР) обосновал необходимость военного вмешательства Франции в события в своей бывшей колонии. Пресса отметила беспрецедентность такого шага: еще никогда глава государства не посещал театра военных действий на следующий день после начала операции. С одной стороны, это красивый политический жест, подобный поездке Франсуа Миттерана в осажденный Сараево в 1992 году. С другой – не остановиться в ЦАР для Олланда было бы скандалом на фоне значительности французского контингента, гибели двух солдат и полета президента над территорией страны.
Олланд побывал в столице ЦАР Банги во вторник по пути из Южно-Африканской Республики, где присутствовал на панихиде по Нельсону Манделе. Он выступил перед войсками с торжественной речью, в которой попытался дать оправдание «опасной, но необходимой» военной операции Франции в ЦАР (она называется «Сангари»), несмотря на гибель двух солдат Пятой республики – 22 и 23 лет – в ночь на вторник. После убийства около 400 человек в конфликте между мусульманами и христианами Центрально-Африканской Республике грозила резня, сказал Олланд, времени на раздумье не оставалось, нужно было действовать.
Президент Франции, которого сопровождали министры иностранных дел и юстиции Лоран Фабиус и Кристиан Тобира, пробыл в Банги всего четыре часа. За это время он успел встретиться с религиозными лидерами и переходными властями, в частности с и.о. президента Мишелем Джотодией – бывшим главой повстанческой коалиции «Селека», которая в марте свергла предыдущего президента Франсуа Бозизе. В минувшую субботу Олланд резко раскритиковал Джотодию за попустительство. Французский лидер призвал провести выборы в ЦАР уже во второй половине 2014 года, а не в начале 2015-го, как предусматривает план Африканского союза (АС).
Как пояснил «НГ» руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский, позиция Франции по Мали и ЦАР получила поддержку в Совбезе ООН, так как ситуация в этих двух африканских странах связана с иным международным контекстом, нежели сирийский и ливийский кризис. И в Мали, и в ЦАР законное правительство исчезло в результате военного переворота, в результате чего в обоих случаях появилась угроза возникновения нового Афганистана. Это дестабилизировало бы не только Африканский континент: мир столкнулся бы с реальностью исламистского террора, подпитываемого оружием, наркотиками и боевиками. Так что в случае с Мали и ЦАР с точки зрения мирового сообщества, в том числе и Москвы, нет оснований говорить о нарушении национального суверенитета, тем более что Париж преподносит происходящее не как французскую интервенцию, а как поддержку, оказанную межафриканским силам. «Не нужно забывать и о том, что Франция, полностью уступившая европейское лидерство Германии, хочет сохранить позиции в Африке перед лицом США и КНР», – заключил эксперт.
Если же говорить не о международном контексте, а о роли французских войск, то, по словам министра обороны Жан-Ива Ле Дриана, в ЦАР она не имеет ничего общего с малийской. Если в Мали было необходимо сдержать наступление джихадистов, угрожавшее территориальной целостности страны, то в ЦАР требуется предотвратить распад страны, остановить межконфессиональное противостояние, защитить мирных жителей, восстановить порядок. Фактически многое уже удалось: группировки разоружены, базы «Селеки» эвакуированы, боевики собраны в нескольких военных лагерях. По оценке Ле Дриана, «Сангари» должна занять около шести месяцев.
В ЦАР находятся 600 французских солдат, их число будет увеличено до 1,6 тыс. Париж оказывает помощь Международной миссии под африканским руководством по поддержке в ЦАР, которая будет насчитывать 6 тыс. человек (сейчас собрано 2,5 тыс.). Президент США Барак Обама объявил о выделении 60 млн долл. на содействие военной операции в ЦАР, что доведет общую сумму участия Вашингтона до 100 млн долл. Вашингтон по запросу французов уже на этой неделе обязался начать работу «воздушного моста» для переброски 850 миротворцев из Бурунди в ЦАР. Для этого в регион направлено два военно-транспортных самолета C-17. Операция будет стоить 1,5 млн долл.