Чан Сон Тхэка арестовали прямо на совещании руководящих работников. Фото Reuters
Позволив арестовать и публично унизить своего дядю Чан Сон Тхэка, лидер Северной Кореи показал элите, что репрессии могут затронуть каждого. По мнению экспертов, Ким Чен Ын укрепляет собственную власть. Выиграть от устранения проштрафившегося политика могут военные. Но в Сеуле и Пекине боятся, что схватка в правящей верхушке КНДР может дестабилизировать обстановку на Корейском полуострове.
Чан Сон Тхэк, 67 лет, считался второй по степени влияния фигурой в политической элите Северной Кореи. Он муж единственной дочери основателя КНДР Ким Ир Сена, младшей сестры предыдущего вождя Ким Чен Ира, тетки нынешнего лидера.
Видеотрансляции с собраний, на которые приходил Ким Чен Ын, показывали, как все присутствовавшие вскакивали с мест и бурно аплодировали молодому руководителю. А Чана эта суета, казалось, не трогала. Он хранил спокойствие, как бы давая понять, что в восхвалениях не участвует.
Дав добро на устранение своего дяди, Ким Чен Ын направил недвусмысленное послание приближенным: никто, даже члены семьи, не может быть уверенным, что за ним не придут. Россиянам, помнящим о том, что творилось у нас в 1937 году, многие детали падения видного деятеля Трудовой партии Кореи могут показаться очень знакомыми.
ТВ и другие СМИ Пхеньяна показали, как люди в военной форме, держа провинившегося под мышки, выводят его из зала, где собрались партийные функционеры. В СССР при Сталине моменты арестов в кино нельзя было увидеть. Но сцены из судебных заседаний во время процессов над главными «врагами народа» становились достоянием публики.
Еще один сходный момент. Утратившего доверие партийного лидера публично обвиняют в тяжких грехах. Это фракционность, коррупция, наркомания, увлечение азартными играми во время поездок за границу. Он также состоял в «ненадлежащих отношениях с несколькими женщинами».
Как истолковать эти события? В беседе с «НГ» заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов отметил, что они свидетельствуют о борьбе за власть в стране. Ким Чен Ын укрепляет свои позиции, избавляется от опеки со стороны старшего поколения, показывает, кто в доме хозяин. «Чан был представителем партийных, гражданских элементов в руководстве. В выигрыше от перетряски могут оказаться военные», – полагает эксперт.
Распри в правящей верхушке КНДР – на первый взгляд ее внутреннее дело. Но ведь эта страна обладает ядерным оружием. Поэтому ее соседи, прежде всего Южная Корея, чрезвычайно встревожены происшедшим. Президент Южной Кореи Пак Кын Хе на заседании правительства заявила, что смещение Ким Чен Ыном человека, который фактически был его заместителем, равносильно «режиму террора». Это способно привести к тому, что отношения между Севером и Югом могут стать еще более нестабильными.
Обеспокоены и в Китае. Пекин рассматривает тесные связи с КНДР как бастион против попыток США расширить свое военное присутствие на Корейском полуострове. Как утверждает New York Times, Пекин построил прочные связи с Чан Сон Тхэком. На него смотрели как на надежного зрелого человека, который будет мониторить вождя, воцарившегося два года назад.
«Чан был своего рода иконой, особенно в сфере экономических реформ и инноваций. Именно на него ставил Китай в надежде продвинуть экономику Северной Кореи», – говорит профессор пекинского университета Чжу Фэн.
Чан много раз приезжал в Китай. По совету китайских специалистов в КНДР планировалось открыть 14 особых экономических зон. Хотя эти зоны не велики по территории, они должны были послужить стимулом для экономических реформ, за которые ратовал Китай. Чан был непосредственно причастен к этому плану.
И вот теперь эта инициатива оказалась под вопросом. В Пекине опасаются, не начнется ли раскручиваться цепь чисток. Последствия возможного краха режима в КНДР для региона сейчас трудно даже представить.