Фото Reuters
Американский интернет-бизнес, вовлеченный властями США в электронный шпионаж, опасается коммерческого ущерба и требует провести масштабные реформы механизмов слежки. В открытом письме корпораций к президенту и Конгрессу говорится, что наблюдение за гражданами должно быть ограничено законом, реальными рисками и подлежать независимому мониторингу. В Силиконовой долине верят, что ситуация изменится и в других странах.
Технологические гиганты обеспокоены судьбой Интернета: граждане теряют доверие к Всемирной паутине, а значит, и к тем экономическим и культурным благам, которые в ней находятся. Facebook, AOL, Apple, Google, Microsoft и Yahoo в октябре в частном порядке уже просили руководство юридического комитета Сената реформировать механизмы сбора данных, обеспечив защиту частной жизни и подотчетность этой деятельности. Однако власти остались глухи к призывам. Наоборот, сейчас председатель сенатского комитета по разведке Дайэнн Файнстайн лоббирует законопроект, который не только подтвердит право Агентства национальной безопасности (АНБ) получать информацию о гражданах без судебного ордера, но и позволит делать то же самое другим спецслужбам — Федеральному бюро расследований и Управлению по борьбе с наркотиками.
И вот теперь восемь крупнейших интернет-компаний США (уже упомянутые плюс LinkedIn и Twitter), общая стоимость которых составляет 1,4 трлн долл., выступили с открытым письмом к президенту и Конгрессу, в котором требуют реформ согласно пяти изложенным ими принципам. Во-первых, запросы в интернет-компании о выдаче данных должны ограничиваться обстоятельствами, интересами пользователя и влиянием происходящего на уровень доверия к Интернету. Во-вторых, важно, чтобы механизмы слежки контролировались независимыми судами. В-третьих, компании хотят иметь право разглашать, как часто к ним поступают такие запросы от спецслужб и какого рода они. В-четвертых, говорится о необходимости обеспечить свободное циркулирование информации вне зависимости от границ между странами. Наконец, звучит призыв выработать международные механизмы регулирования слежки.
Как указывает Guardian, письмо, составленное в связи с разоблачениями бывшего сотрудника американских спецслужб Эдварда Сноудена, во многом перекликается с двухпартийной законодательной инициативой председателя юридического комитета Сената демократа Патрика Лехи и автора «Патриотического акта» республиканца Джима Сенсенбреннера (всего же, помимо двух названных, в Конгрессе около 30 законопроектов о слежке).
Демарш интернет-компаний, которые принимают и другие меры против слежки (шифровка данных и пр.), вызвал удивление специалистов, ведь хорошо известно о том, что те же корпорации сотрудничали с АНБ по части сбора данных о простых гражданах. Однако теперь заклятые конкуренты видят в этой практике угрозу своим бизнес-интересам, опасаясь, что их контент станет менее востребованным, и объединяют свои лоббистские усилия в Вашингтоне.
Как отреагируют Белый дом и Конгресс на открытое письмо «большой восьмерки» Силиконовой долины? Его содержание было в понедельник донесено до властей ведущими изданиями — New York Times, Washington Post, Politico, Roll Call, Hill, а также через новый вебсайт reformgovernmentsurveillance.com («Реформируем правительственную слежку!»). «Угроза безопасности Америки со стороны террористов значительно ниже, чем экономический риск утраты мирового первенства наших технологических компаний», – пишет Forbes. По некоторым данным, интернет-индустрия к 2016 году может потерять 180 млрд долл., то есть четверть выручки.
Владельцы и менеджеры интернет-гигантов зачастую являются миллиардерами, играющими заметную роль в финансировании политических партий. По мнению экспертов, это перетянет чашу весов. «Программы массовой слежки АНБ существуют по одной простой причине: благодаря сотрудничеству с технологическими и телекоммуникационными компаниями, – уверен Тревор Тимм, специалист Фонда электронных рубежей (НКО по защите демократических прав и свобод в эпоху новых технологий), а также сооснователь и исполнительный директор Фонда за свободу прессы. – Если технологические компании больше не хотят сотрудничать, то у них есть множество средств протолкнуть масштабные реформы».