Жители стран Африки прибыли в ЮАР на траурные мероприятия в память о первом чернокожем президенте Нельсоне Манделе (на снимке – представитель Республики Конго). Фото Reuters
Начинающаяся неделя в Южно-Африканской Республике (ЮАР) пройдет под знаком многочисленных мероприятий в память о скончавшемся в четверг в возрасте 95 лет первом чернокожем президенте страны Нельсоне Манделе. В них будет участвовать ряд иностранных лидеров. Мадиба, как его ласково называли по племенному имени, конечно же, подобно любой другой выдающейся личности, остается противоречивой фигурой (террорист-миротворец, говорят сейчас некоторые). Несмотря на это, он стал безусловным символом примирения и единства, заслужив глубокое уважение повсюду за рубежом, а на родине – преданную любовь южноафриканского народа, более не оглядывающегося на расовую принадлежность.
Памятные мероприятия начнутся завтра панихидой на 90-тысячном футбольном стадионе Йоханнесбурга, где прошла церемония закрытия чемпионата мира по футболу 2010 года. Там будут присутствовать президент США Барак Обама и его жена Мишель, а также три бывших президента США – Джордж Буш-младший с женой Лорой, Билл Клинтон с супругой и экс-госсекретарем Хиллари и Джимми Картер. Затем тело Манделы в столице страны, Претории, будет торжественной процессией по заранее заявленному маршруту перенесено из военного госпиталя в знаменитое здание Союза, где находится официальная резиденция президента ЮАР, а также правительство и Министерство иностранных дел страны. Все желающие смогут проститься с Мадибой в течение трех дней. Похороны состоятся 15 декабря в родной деревне Манделы – Куну.
На траурные мероприятия также едет президент Бразилии Дилма Руссефф, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, британский принц Чарльз, президент Франции Франсуа Олланд, премьер-министр Австралии Тони Эббот, вероятно, премьер-министр Канады Стефан Харпер и многие другие ведущие политики. Кто представит ЮАР с российской стороны, пока неясно. Между тем не все горят желанием отдать последнюю честь Манделе. Премьер-министр Чехии Иржи Руснок, не зная, что его слова записываются, сказал в беседе с министром обороны Властимилом Пицеком: «Я надеюсь, президент поедет вместо меня. У меня мурашки по коже от одной лишь мысли о поездке». Глава правительства Чехии уже принес извинения.
Такое внимание к личности Манделы со стороны первых лиц многих государств, на фоне которых чешский премьер является исключением, связано с выдающейся исторической ролью южноафриканского президента, дерзнувшего объединить нацию, расколотую по расовому признаку. Этот человек при жизни стал символом борьбы коренных жителей ЮАР против апартеида. Его деятельность на высшем государственном посту имела и огромное международное значение, спровоцировав настоящую африканскую весну: более 30 стран Черного континента в 1990-е годы пережили политические трансформации и перешли к многопартийной модели правления. Так что трехдневных траур по Манделе был объявлен во многих африканских странах (например, Кении, Нигерии, ДР Конго, Танзании), а также в Бангладеш и Венесуэле. На здании штаб-квартиры Африканского союза были приспущены флаги. Индия также объявила пятидневный траур по «истинному последователю Махатмы Ганди», а в Париже, где на днях собрались около 40 африканских лидеров, Эйфелева башня окрасилась в цвета южноафриканского флага.
Исключением являются и попытки обвинить Манделу в «некорректных» шагах – например, излишне теплой дружбе с ливийским лидером полковником Муаммаром Каддафи, который, один из немногих, поддержал его в годы заключения и получил из рук президента ЮАР высшую государственную награду для иностранца – Орден Доброй Надежды. Палестинцы и израильтяне, Пекин и Далай-лама, Вашингтон, Тегеран и Дамаск, а внутри ЮАР – люди всех этносов и конфессий – одинаково скорбят по Мадибе. Не является ли равное почтение со стороны даже непримиримых врагов знаком истинно миротворческой роли? Впрочем, не нужно забывать, что лауреат Нобелевской премии мира был сооснователем и лидером вооруженного крыла Африканского национального конгресса (АНК) и Южно-Африканской коммунистической партии, известного под именем Копье нации. Известная правозащитная организация Amnesty International отказала Манделе, приговоренному к пожизненному заключению и проведшему в тюрьме 27 лет, в звании «узника совести» и никогда не добивалась его освобождения.
Что ж, кристально чистой биографии нет ни у одного политика. Когда Мандела вышел в 1990 году на свободу, страна была в пучине невиданного межрасового насилия. Движение сопротивления африканеров отказывалось даже обсуждать возможность чернокожего руководства для страны, а экстремистский Панафриканский конгресс мечтал перебить всех белых. Любые силовые методы привели бы к полномасштабной гражданской войне, и Мандела положился лишь на слова, мирные жесты и собственный авторитет. В результате он был избран первым чернокожим президентом ЮАР и занимал эту должность с 1994 по 1999 год.
Между тем президент ЮАР Джейкоб Зума помнит о парламентских выборах, намеченных на апрель. Уход Манделы, некогда возглавлявшего АНК, лишил партию уверенности в том, что она останется правящей.