Фото Reuters
Одна из крупнейших партий Пакистана – «Движение за справедливость» – уже почти две недели блокирует поставки НАТО в Афганистан, требуя прекращения дроновых ударов. Эта неприятность совсем не к месту альянсу, озабоченному тем, как заставить Хамида Карзая подписать соглашение с США, призванное регулировать присутствие американских войск после 2014 года. И без того напряженную ситуацию накаляют обвинения со стороны Кабула в адрес союзников, которые якобы пытаются шантажировать его с помощью топливной блокады, и новые жертвы среди мирного населения.
Лидер «Движения за справедливость» Имран Хан объявил о том, что сидячая забастовка продолжится, а значит, ни один грузовик, перевозящий материалы для войск НАТО, не сможет пересечь афгано-пакистанскую границу. «Соединенные Штаты смотрят на нас как на рабов. Однако эта нация больше не согласна жить в рабстве, – сказал знаменитый спортсмен-крикетист, ставший политиком. – США считают Пакистан своим другом, но не хотят возвращения мира в эту страну. Мы хотим независимости Пакистана, и мы продолжим бороться за нее». Имрана Хана поддерживает несколько союзнических партий, включая фундаменталистскую «Джамаат-и-Ислами». Бойкот стартовал 23 ноября, в день масштабного митинга в Пешаваре. Он был спровоцирован ударом дрона, в результате которого 21 ноября в городе Хангу погибли духовный лидер группировки «Хаккани» Маулана Ахмад Джан и еще пять человек.
Забастовка в Пакистане – лишняя головная боль для альянса, который не приложит ума, как убедить Хамида Карзая подписать пакт по вопросам безопасности, который будет регламентировать порядок послевоенного присутствия в стране до 15 тыс. иностранных солдат. Президент Афганистана пока отказывается от сделки с США, требуя запрета на рейды в афганских домах, сокращения ударов беспилотников и помощи в начале мирных переговоров с «Талибаном». НАТО предупреждает, что если соглашение не будет подписано до конца года, вступит в силу «нулевой вариант». Госсекретарь США Джон Керри даже пошел на хитрость, сказав, что если Карзай не хочет связывать свое имя с пактом, то его может подписать другой высокопоставленный чиновник, например министр обороны.
Афганистан стал главной темой обсуждения для министров иностранных дел НАТО, собравшихся в Брюсселе. Дипломаты дали понять: к встрече министров обороны в феврале документ должен быть готов, иначе пиши пропало. Карзай же пригрозил затянуть процесс до выборов нового президента страны в апреле. Для Вашингтона было особенно важно, чтобы из Брюсселя прозвучал единый и жесткий ответ на претензии Кабула. Тем более что донести его до Карзая смогут прибывшие на встречу министры иностранных и внутренних дел Афганистана – Зарар Ахмад и Мохаммад Омар Даудзай. Такой ответ дал генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. По его словам, соглашение между Афганистаном и США – необходимые юридические рамки для присутствия инструкторов альянса и финансирования афганских сил безопасности.
Между Кабулом и НАТО возникает все больше трений. На заседании Совета национальной безопасности руководство армии и полиции сообщило Карзаю, что топливо и другие поставки коалиции были прерваны, из-за чего возник их дефицит. В этом силы безопасности страны усматривают попытку надавить на афганского лидера, продемонстрировать ему, что без американцев и их помощи он как без рук. НАТО отрицает свою вину. Ситуация усугубляется тем, что альянс пытается продемонстрировать «примерное поведение» своих солдат, но на практике так не получается. Неделю назад ударом союзников в провинции Гильменд был убит двухлетний мальчик и ранены две женщины. Командующий Международными силами содействия безопасности в Афганистане генерал Джозеф Данфорд лично звонил Карзаю, чтобы принести извинения за «трагическую ошибку».
О том, насколько серьезен кризис в американо-афганских отношениях, можно судить по тону статьи предшественника Данфорда, генерала Джона Аллена, в New York Times, написанной в соавторстве с Майклом О'Ханлоном из Брукингского института. Аллен говорит о том, что Белому дому не нужно настаивать на своем дедлайне для подписания соглашения. Он рекомендует союзникам действовать так, как если бы документы уже были подписаны, – то есть готовить поствоенную миссию по борьбе с терроризмом и обучению афганких сил безопасности, спокойно ожидая решения нового президента Афганистана. «Было бы ошибкой позволить одному человеку, все более отдаляющемуся от афганского публичного и политического мнения, решить судьбу роли Америки в Южной Азии», – увещевает генерал администрацию Обамы.
Упрямство Карзая привело к тому, что причудливым образом его поддержали талибы. Они одобрили поведение Карзая, призвав к следующему шагу – одностороннему отказу от пакта. Тогда он, по их мнению, поступит в духе афганской нации, которая не хочет «терпеть оккупантов».
Тем временем Кабул ломает голову над тем, как усадить повстанцев за стол переговоров. С этой целью Карзай на прошлой неделе встречался с премьер-министром Пакистана Навазом Шарифом. Однако один из ключевых моментов остался нерешенным. Дело в том, что заместитель главы «Талибана» муллы Мохаммеда Омара мулла Абдул Гани Барадар, до сентября с.г. находившийся в тюремном заключении, остается под надзором Пакистана. Афганские же власти добиваются полного освобождения талиба, чтобы использовать его в качестве переговорного канала. В итоговом заявлении сказано, что Исламабад согласен отпустить Барадара, но должен обсудить это с Вашингтоном.