Вслед за смягчением западных санкций на базарах Ирана вновь будет много товаров из-за рубежа. Фото Reuters
«Шестерка» определила секторы иранской экономики, для которых будут смягчены санкции. И хотя эта мера в силу пока не вступила, европейские и американские компании уже готовятся к возвращению на рынок Исламской Республики, население которой составляет 76 млн человек. Тегеран также наращивает усилия для сближения с ведущими игроками ближневосточного региона – Кувейтом, Оманом, Катаром, Саудовской Аравией. Тем временем инспекторы МАГАТЭ приглашены для посещения атомного объекта в Араке 8 декабря.
Запад временно снимет санкции с автомобильного и авиационного сектора Ирана, частично разрешит экспорт углеводородов, торговлю золотом и другими драгоценными металлами. А зарубежные производители при желании вернутся на рынки фармацевтической продукции, медицинского оборудования, продовольствия. Фактически пшеница и шоколад из западных стран перестали поставляться в Иран не из-за прямых санкций (на продукты гуманитарного характера специальных запретов не было), а из-за ограничений в банковском и страховом секторах. Теперь вместе с восстановлением финансовых каналов такие поставки вновь станут возможными.
В этой связи целый ряд фирм из Турции, Швеции, Франции, Австрии, ЮАР ждут благоприятного момента для возвращения на иранский рынок. Крупнейшим торговым партнером Ирана некогда была ФРГ. Директор Германо-иранской торгово-промышленной палаты Михаэль Токусс сообщил, что его телефон не умолкает из-за звонков от представителей компаний, желающих заключить контракты с Исламской Республикой. Он заявил и об интересе со стороны американских фирм – очевидном, несмотря на политические заявления, которые призваны преуменьшить значение санкционного смягчения и делаются под давлением Конгресса и Израиля.
Позиция последнего хорошо известна и вчера вновь дала о себе знать. «Я хочу рассеять всякие иллюзии. Иран стремится получить атомную бомбу. И таким образом, он будет угрожать не только Израилю, но и Италии, Европе и всему миру, – цитирует ливанская газета Daily Star премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который выступил в главной синагоге Рима вскоре после встречи с Папой Римским Франциском. – Никого не должны обманывать улыбки. Нынешний режим в Иране поддерживает терроризм, помогает устраивать резню мирного населения Сирии и регулярно снабжает оружием своих союзников».
Вместе с тем ряд ведущих мировых холдингов продолжает действовать в Иране, хотя из-за проблем с банками они были вынуждены свернуть масштабы своей деятельности, как, например, швейцарская Nestle. Размеры прибылей довольно значительны. Так, немецкий концерн Siemens за минувший фискальный год реализовал в Иране продажи на 49,8 млн евро, из них 7,5 млн евро выручены на медицинском оборудовании. Фармацевтические Glaxo и AstraZeneca (Великобритания), а также Sanofi (Франция) сообщили о годовой выручке в 32,3 млн долл., 14 млн долл. и 13,9 млн долл. соответственно. А филиалы швейцарской Glencore Xstrata во втором квартале 2013 года поставили в Иран металлов и сельскохозяйственных товаров на 111 млн долл. Впрочем, представители большинства западных компаний осторожны и выводов в связи со смягчением санкций пока не делают.
Напомним, смягчения санкций удалось добиться в рамках сделки Ирана и «шестерки», достигнутой 24 ноября в Женеве. Рамочное соглашение рассчитано на шесть месяцев, и если за этот срок не будет выработано всеобъемлющей договоренности, то санкции могут не только вернуться в полном объеме, но и усугубиться. Этого, в частности, добивается Конгресс США, в котором проводит разъяснения замгоссекретаря по политическим вопросам Венди Шерман. Как пишет New York Times, она понимает всю зыбкость сделки, которая во многом готовилась через открытый в июле 2009 года ее предшественником Уильямом Бернсом секретный переговорный канал в Омане.
Во-первых, эта зыбкость связана с тем, что сделку может сорвать любая мелочь – например, обнаружение секретного иранского атомного объекта, о котором не было сообщено. Во-вторых, переговоры ведутся не напрямую с верховным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи, а с главой МИДа Мохаммадом Джавадом Зарифом. Пока Хаменеи осторожно приветствовал соглашение. Однако американская пресса предупреждает: при малейшем сигнале аятоллы клерикальные консерваторы готовы запустить мощную волну народных протестов и истерии в СМИ, для чего имеют деньги и средства. Не только Зариф, но и президент Хасан Рухани в этом случае будет беспомощен.
Все, что остается Рухани, – доказать пользу смягчения санкций для экономики страны. Другая важная задача – ослабить международную напряженность вокруг иранской ядерной проблемы. Так, Зариф в воскресенье после переговоров в Кувейте заявил, что желал бы более тесного сотрудничества Ирана с Саудовской Аравией. Он объявил о своих планах посетить Эр-Рияд, хотя и не назвал конкретной даты. В понедельник в Омане он вновь призвал Саудовскую Аравию совместно с Ираном работать во благо мира и стабильности в регионе. Кроме того, вчера глава иранского МИДа должен был прибыть в с незапланированным визитом в Катар.
Между тем члены российской делегации на переговорах «шестерки» и Тегерана во главе с замминистра иностранных дел Сергеем Рябковым удостоились госнаград РФ. Такой указ вчера подписал Владимир Путин.