Сильвио Берлускони готов продолжить борьбу. Фото Reuters
Бывший итальянский премьер и герой многочисленных скандалов Сильвио Берлускони в результате голосования в Сенате был лишен парламентского мандата в связи с его недавним осуждением в окончательном порядке за налоговые махинации. Голосование состоялось в среду вечером. 192 законодателя высказались против Берлускони, 113 – в его поддержку, а двое воздержались.В предшествовавшие дни Берлускони и его сторонники развили бурную деятельность, чтобы предотвратить голосование в Сенате. Порой эта активность, по мнению противников кавальере, выглядела как попытка шантажировать власти. Берлускони провел в Риме пресс-конференцию, на которой повторил тезис о том, что процессы над ним не что иное, как травля, организованная политизированными прокурорами и судьями и режиссированная Демократической партией и ее союзниками.
Бывший премьер отрицал и правомерность очередного приговора, в силу которого он был осужден на четыре года лишения свободы и пять лет недопущения на выборные должности за налоговое мошенничество, совершенное в пользу его же медиаканала «Медиасет». Наказание было снижено до одного года по амнистии. Приговор, вынесенный Кассационным судом, является окончательным и пересмотру не подлежит. Он служил основой для решения об исключении экс-премьера из Сената: в 2012 году итальянский парламент голосами всех фракций, в том числе тогдашней партии Берлускони «Народ свободы», принял закон (называемый Законом Северино – по фамилии его разработчицы, министра юстиции правительства Марио Монти Паолы Северино), который постановляет, что парламентарий, осужденный в окончательном порядке на более чем два года, лишается парламентских полномочий.
На пресс-конференции накануне решения верхней палаты парламента Берлускони выдвинул тезис, что такой человек, как он, бывший несколько раз премьер-министром и являющийся признанным лидером правоцентристского крыла политического спектра Италии, не может быть лишен парламентского мандата вследствие политического приговора. Берлускони назвал это покушением на государственный переворот и политическим расстрелом. Эти слова вызвали в стране бурю полемики. По словам кавальере, как жертва травли судейского аппарата он имеет право на помилование главой государства. И президент Джорджо Наполитано должен был бы сделать это по собственной инициативе, не дожидаясь просьбы Берлускони.
Наполитано прореагировал пресс-релизом, в котором говорится, что нет никаких оснований для помилования. Берлускони было рекомендовано проявлять больше сдержанности в тоне и высказываниях. Экс-премьер не последовал совету. Он организовал демонстрацию протеста своих сторонников перед своей резиденцией – дворцом Грациоли в центре Рима, пригрозив, что «это только начало». Собралось, однако, сравнительно мало людей. Один протестующий решил поджечь себя, но был задержан службами правопорядка.
Приговор Кассационного суда, как мы упомянули, не подлежит пересмотру, кроме одного случая: если осужденный может привести новые факты, представляющие в ином свете его деяния или способные обосновать его невиновность. Адвокаты Берлускони пошли именно по этому пути и произвели на свет документ, якобы полученный из США. В нем свидетельница Доминик Эппельбай заявляет, что Берлускони не знал о финансовых махинациях своего прежнего коммерческого партнера Фрэнка Аграмы и поэтому невиновен. Однако эксперты считают это свидетельство слабым и сомневаются в том, что оно может привести к новому процессу и оправданию Берлускони.
На фоне этих событий меняется и политика. Новая партия Берлускони, «Вперед, Италия!», созданная из «ястребов» старого «Народа свободы», вышла из состава правительственного большинства и перешла в оппозицию в отличие от «голубей» из группировки «Новый правый центр», отколовшейся от «Народа свободы» под руководством зампремьера и шефа МВД Анджелино Альфано. Эта группировка продолжает альянс с левоцентристской Демократической партией (но проголосовала вместе с «Народом свободы» против выдворения Берлускони из Сената). По крайней мере премьер Энрико Летта может опираться на более однородную коалицию (от которой в среду он добился вотума доверия по новому финансовому закону) и больше не бояться, что Берлускони ему будет совать палки в колеса.
Рим