Фото Reuters
Премьер-министр Дэвид Кэмерон в среду объявил о жестких мерах, которые ограничивают доступ мигрантов к социальным пособиям. Это вызвано тем, что 1 января 2014 года заканчивается действие так называемых переходных соглашений, которые защищают британский рынок труда от беспрепятственного притока болгарских и румынских граждан. Вместе с тем подобным дискриминационным отношением к приезжим из других стран – членов Евросоюза Лондон может навлечь на себя гнев Брюсселя.Кэмерон сказал, что разделяет озабоченность многих британцев, связанную с тем, что со следующего года ограничения перестанут действовать для мигрантов из Болгарии и Румынии.
Эти страны вступили в ЕС еще 1 января 2007 года, однако Брюссель разрешил участникам сообщества защитить свои рынки труда переходными соглашениями, рассчитанными не более чем на семь лет. Помимо Лондона ограничения в полном объеме сохранила только Мальта, частично они остаются в Испании, Нидерландах, Германии, Франции, Бельгии, Ирландии, Люксембурге, Австрии.
По оценкам исследователей центра MigrationWatch UK, каждый год в Великобританию будут приезжать примерно по 50 тыс. трудовых мигрантов из Румынии и Болгарии, и, таким образом, за пять лет их число составит 250 тыс. На этом фоне британское правительство пытается успокоить граждан. Министр по делам иммиграции Марк Харпер заверил, что массового притока румын и болгар в страну не будет. По его мнению, они, вероятнее всего, устремятся в Германию или Испанию.
Ситуация 2004 года, когда Великобританию наводнили трудовые мигранты из 10 новых стран – членов ЕС, включая Польшу и Литву, не повторится, уверяет Харпер. Консерваторы неоднократно критиковали своих предшественников-лейбористов за грубую ошибку, которая заключалась в том, что Британия оказалась единственной крупной европейской экономикой, не ставшей вводить переходные соглашения, и все мигранты устремились именно туда. В этом отличие от сегодняшнего дня.
Окончательно обнадежить британцев должны меры Кэмерона по ограничению доступа трудовых мигрантов к социальным льготам. В числе таковых – запрет на получение приезжими пособий на жилье (оно помогает вносить арендную плату ввиду низких доходов) и предписание провести в стране три месяца, чтобы иметь право на пособие по безработице – максимум на шесть месяцев и с предоставлением доказательств перспективности своего трудоустройства. Сложнее станет вытребовать и льготу под названием «поддержка дохода». Попрошайки и бродяги будут депортированы и без уважительных причин им не разрешат повторный въезд в Великобританию в течение года. Некоторые меры можно реализовать немедленно, другие потребуют внесения изменений в законодательство страны, что до 1 января успеть невозможно.
Эти ограничения были не только озвучены премьером, но и подробно изложены им на страницах газеты Financial Times. Их поддержали союзники консерваторов по коалиции – Либеральные демократы. А вот в стане тори единства не было. Правое крыло партии (примерно 40 депутатов) потребовало продлить срок действия переходных соглашений до 2018 года, несмотря на предписания Еврокомиссии. Безусловно, жест Кэмерона имеет политический подтекст и связан с подготовкой к выборам 2015 года, победу на которых соцопросы уже прочат евроскептикам из Партии независимости Соединенного Королевства Найджела Фараджа.
Британский лидер не намерен ограничиваться делами внутри страны. Кэмерон планирует поставить под вопрос принцип свободного передвижения граждан на уровне ЕС. Например, можно установить уровень дохода или ВВП на душу населения для новой страны-участницы, прежде чем ее граждане получат свободный доступ на рынки труда других членов сообщества, или разрешить ввод лимита на число трудовых мигрантов в год. Тем более что пока Евросоюз продолжает расширяться, и новыми кандидатами на присоединение к нему являются балканские страны и Турция.
Вместе с тем Еврокомиссия едва ли допустит дискуссию по поводу основ Европейского союза. Ее главный аргумент сводится к тому, что льготы для мигрантов и так весьма скудные, так что доказательств тезиса о погоне за социальными пособиями как одного из существенных факторов, влияющих на передвижение граждан внутри ЕС, нет. А вот в пользе румын и болгар для британской экономики в Брюсселе не сомневаются. По мнению еврокомиссара Ласло Андора, Британия рискует заслужить репутацию «скверной» страны.
Министр иностранных дел Румынии Титус Корлэцян призвал Кэмерона отречься от «ксенофобских и популистских, а иногда и расистских взглядов, которые продвигают некоторые другие британские политики». Как бы то ни было с точки зрения идеологии, своими мерами Кэмерон прежде всего нарушит законы Евросоюза, запрещающие дискриминацию граждан других стран-членов. Не исключено, что дело дойдет до Европейского суда, который предпишет отменить все ограничения и наложит на Лондон штрафы.