Президент Афганистана Хамид Карзай не согласился с требованием Лойя джирги немедленно подписать пакт. Фото Reuters
В Кабуле завершил работу Совет старейшин (Лойя джирга), который одобрил проект двустороннего соглашения о послевоенном присутствии США в Афганистане. По данным источников, более 75% старейшин высказались за заключение соглашения в текущем году. Однако Хамид Карзай, к глубочайшему потрясению Барака Обамы, еще на открытии Лойя джирги объявил, что подпишет документ после президентских выборов, намеченных на 5 апреля, и отказался пересматривать эти сроки. В результате планы присутствия США и их союзников в Афганистане после 2014 года оказались на грани срыва.Окончательная позиция Лойя джирги была обнародована в воскресенье. Однако задолго до завершения всеафганского совещания около 3 тыс. наиболее авторитетных деятелей страны стало ясно, что между ними и главой государства пробежала черная кошка. По словам председателя Лойя джирги Себгатуллы Моджаддеди, требование президента перенести сроки подписания пакта неприемлемы и нанесут ущерб интересам страны, а у Карзая просто нет права так поступать. Соглашение должно быть подписано немедленно, требовали старейшины в резолюции. Несмотря на это, Карзай выступил с пламенной заключительной речью, которая напоминала длинный перечень жалоб. «Если не будет мира, то это соглашение принесет Афганистану несчастье. Мир – наше предусловие. Америка должна принести нам мир, а затем мы подпишем его», – расплывчато выразился он.
Фактически это означает – взять тайм-аут и удостовериться в том, что США привержены установлению мира в Афганистане. Дело в том, что Карзай недоволен правом американских сил безопасности вторгаться в афганские дома, которое дает им документ. Масла в огонь подлил инцидент, имевший место в провинции Нангархар 19 ноября, когда во время очередного рейда якобы погибли два мирных жителя. По мнению Кабула, это вина сил специального назначения американской армии. По данным возмущенного Вашингтона, операция смешанных сил (100 афганцев и 17 консультантов от коалиции) проходила под афганским руководством, в ходе нее были уничтожены только повстанцы, а ложь Карзая преследует политические цели. Афганский президент рассказал, что не доверяет американцам, да и они не доверяют ему, так что он хочет проверить их на деле: прекратят ли они рейды, помогут ли вести мирные переговоры, не будут ли вмешиваться в предвыборный процесс?
В Вашингтоне многие, слушая Карзая, не верили своим ушам и затруднялись с переводом. Карзай и госсекретарь США Джон Керри все последние дни вели интенсивные телефонные переговоры. Официальный представитель Белого дома Джей Карни заявил, что соглашение необходимо подписать до конца года и тот текст, который поступил в Лойя джиргу, – «финальное предложение» американцев. Если оно не будет принято в течение месяца, ни о каком присутствии международного контингента после 2014 года речи вестись не будет, так как времени на подготовку не останется. Однако в администрации афганского лидера «нулевую опцию» назвали пустой угрозой, цель которой – оказать давление на Кабул. Пресс-секретарь президента Аймал Файзи хладнокровно подчеркнул: «Нулевая опция? Мы не верим, что все будет именно так. Мы не признаем дедлайнов. Мы уверены, что если они (американцы. – «НГ») ждали до этих пор, то, конечно, могут подождать еще пять месяцев. Они торопятся. А мы не торопимся».
Последние две недели сигналы из Кабула менялись на противоположные практически ежедневно. В минувшую субботу Карзай высказался за соглашение. В понедельник он заговорил о своих опасениях по поводу американских рейдов. Президент Афганистана потребовал от Обамы письма, в котором тот фактически покаялся бы в гибели мирных жителей в ходе антитеррористических рейдов и обещал не допустить повторения подобных инцидентов. Обама, по словам Карзая, действительно направил ему письмо, уверив, что американские силы безопасности не войдут в афганские дома без крайней необходимости, хотя извинений принесено по сути не было. В итоге Карзай поддержал сделку, но добавил, что подпишет документ в апреле.
Это заставило наблюдателей предположить, что Карзай затягивает процесс ради того, чтобы до последнего дня своего президентства иметь предмет торга и рычаг влияния. «Карзай хочет использовать это для политического давления на Соединенные Штаты, чтобы они поддерживали выдвинутого им кандидата в президенты», – считает экс-парламентарий и участник Лойя джирги Абдул Джабар Шелгарай. По мнению Ника Миллза из Бостонского университета, на решение Карзая могло повлиять и неудовлетворительное содержание письма Обамы, которое могло показаться афганскому лидеру недостаточно искренним и прочувствованным.
Впрочем, надежда на мировую еще есть. Многие полагают, что Кабул вряд ли станет играть с огнем, рискуя потерять многомиллиардную помощь. Кабульский эксперт Джавид Кохистани напомнил историю подписания во многом символического, но все же юридически обязывающего соглашения о стратегическом партнерстве США и Афганистана, которое также касалось условий американского присутствия после вывода войск в 2014 году. Перед Лойя джиргой, собиравшейся в 2011 году, чтобы решить судьбу этого документа, Карзай произнес такую же жесткую и воинственную речь. Однако положительное решение со стороны Лойя джирги дало Карзаю искомое политическое прикрытие. «Будет интересно посмотреть, позволит ли он совету переубедить себя и смягчит ли он свой тон, как сделал тогда», – заключил Кохистани.