Демонстранты в Варшаве требовали более активной борьбы с климатичесими изменениями. Фото Reuters
Сегодня, в последний день работы климатической конференции в Варшаве, грозят разразиться жаркие споры, чреватые ее провалом. Нерешенных вопросов много, однако самый взрывной сюжет – требование развивающихся стран создать фонд, из которого выплачивались бы автоматические компенсации за ущерб от стихийных бедствий, будь то тайфун «Хайян» на Филиппинах или засуха в Африке. Это должно быть сделано на средства развитых стран на основании того, что основная часть парниковых газов, поступивших в атмосферу земли за всю историю промышленной деятельности человечества, лежит на их совести, а между природными катастрофами и климатическими изменениями якобы существует прямая связь.Цель очередной ежегодной конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (19-й по счету) – подготовка нового глобального соглашения, которое в 2020 году придет на смену Киотскому протоколу. Его принятие запланировано на 2015 год и должно состояться в Париже. Текст пока имеется только в весьма ориентировочном черновом варианте.
Основные противоречия до сих пор заключались в том, что развивающиеся страны требовали от развитых предоставить им финансовую помощь для перехода к низкоуглеродной экономике. Для этого формируется так называемый Фонд зеленого климата, который к 2020 году должен насчитывать 100 млрд долл. (он заработает не ранее сентября 2014 года). Каналы финансирования этого фонда пока не совсем ясны.
В то же время в Варшаве на авансцену вышла другая неразрешимая проблема – компенсации за стихийные бедствия. Она встала со всей остротой в связи с мощнейшим тайфуном «Хайян» на Филиппинах, унесшим тысячи жизней. Представитель Филиппин Надерев Сано сказал, что тайфун вызван климатическими изменениями. Развивающиеся страны требуют создания страхового фонда, защищающего от ущерба и потерь, вызванных подъемом уровня моря, разрушительными штормами и опустошительной засухой.
Бедные страны уверены, что за все обязаны заплатить богатые государства. Однако Евросоюз, Австралия, США и другие развитые страны отказались обсуждать вопрос о компенсациях всерьез и предложили вернуться к нему после 2015 года. Так, делегаты из Австралии, по свидетельствам в прессе, во время заседания занимались перекусами, вели себя безответственно, а затем своими комментариями свели на нет все, чего удалось достичь в ходе плодотворного диалога. В результате представители развивающихся стран демонстративно вышли из переговоров. Речь идет о «Группе 77-ми и Китая» (всего 132 страны). Своим трехчасовым отсутствием они вернули собеседников в чувство.
Таким образом, развивающиеся страны дали понять, что, не согласовав механизма автоматических компенсаций за ущерб от стихийных бедствий, из Варшавы они не уедут. С трудом добившись включения этого вопроса в повестку дня на прошлогодней конференции в Дохе, они готовы идти до конца. Россия инициативу не поддерживает, считая, что вопрос нужно решать в рамках существующих механизмов (того же адаптационного Фонда зеленого климата), а не создавать специальный новый фонд.
Почему крайними оказались развитые страны? Дело в том, что они загрязняют атмосферу ископаемым топливом дольше других – более 200 лет. Бразилия даже предложила в этой связи вычислить для каждой страны причиненный атмосфере ущерб за всю историю промышленной деятельности. Развитые страны, однако, не соглашаются на такой критерий ответственности. Они обращают внимание на то, что сегодня по уровню загрязнений, причиняемых окружающей среде, КНР обогнала США, а развивающиеся страны – развитые. Кстати, к 2020 году развивающиеся страны обгонят развитые по объему выбросов и в исторической ретроспективе. Тогда у развивающихся стран останется последний аргумент, гласящий, что именно грязное топливо обеспечило процветание и высокий уровень жизни развивающихся государств.
Как отмечают наблюдатели, усилия ООН выглядят парадоксально. Для Фонда зеленого климата с трудом собирают 100 млрд долл., тогда как субсидии на ископаемое топливо достигают, по некоторым оценкам, 2 трлн долл. в год. Еще парадоксальнее ситуация становится, если учесть, что всего 90 компаний ответственны за 63% вредных выбросов в мире, причем 20 из них виновны в 30% загрязнений. По данным журнала Climatic Change, в их числе 83 таких энергетических гиганта, как Chevron, Exxon, BP, Royal Dutch Shell, а также российский «Газпром», то есть непосредственно сами добытчики нефти, природного газа, угля. Оставшиеся семь – производители цемента. 90 фирм с 1751 по 2010 год выработали 914 гигатонн углекислого газа. Половина этого объема приходится на последние 25 лет – период борьбы с климатическими изменениями.