Биньямин Нетаньяху пытается торпедировать соглашение с Ираном. Фото Reuters
Вчера состоялись переговоры между президентом РФ Владимиром Путиным и главой правительства Израиля Биньямином Нетаньяху, прибывшим в Россию с кратким рабочим визитом. Это пятая поездка Нетаньяху в нашу страну за время, когда он возглавляет кабинет министров. Между лидерами двух стран сложились доверительные отношения, которые позволяют откровенно обсуждать самые острые темы мировой политики и двусторонних отношений.
Однако на сей раз визит Нетаньяху совпал по времени с новым раундом переговоров шести держав с Ираном по поводу его ядерной программы. Как пишет Jerusalem Post, гость решил поставить именно эту проблему в центр бесед с главой российского государства.
«Россия – очень важный игрок, ключевой игрок, ведь из шести стран именно она имеет наиболее близкие отношения с Ираном. Россия построила реактор в Бушере и поставляет Ирану оружие, – сказал на брифинге Цачи Ханегби, член Кнессета от партии «Ликуд», близкий к премьеру. – Русские очень влиятельны. Хотя диалог с русскими, может, и не окажет воздействия на переговоры в Женеве, мы считаем встречу чрезвычайно важной».
В качестве примера эффективности российско-израильского диалога Ханегби указал на то, что Россия не поставила Сирии системы ПВО S-300. Помогать премьеру на переговорах должен был замминистра иностранных дел Зеев Элкин, который свободно владеет русским языком.
Опасения Тель-Авива вызывает то, что предполагаемая сделка заморозит программу Ирана, но не приведет к ее демонтажу или существенному уменьшению. В то же время ослабление санкций резко снизит давление на Тегеран. Как сказал министр разведки Израиля Ювал Стейниц, принимая соглашение, мир продемонстрирует, что «хочет дать себя обмануть».
Москва с такой оценкой категорически не согласна. По ее мнению, именно на пути взаимных уступок, компромисса, можно разрешить кризис, который в течение десятилетия отравляет международную атмосферу. Так что по иранскому вопросу трудно было ожидать, что стороны придут к общему знаменателю.
Однако эти разногласия не мешают интенсивному развитию российско-израильских связей и политическому диалогу, особенно по делам Ближнего Востока. В области безопасности налажены контакты по линии силовых ведомств и советов безопасности. В октябре в Москве состоялись консультации заместителя секретаря Совета безопасности РФ Евгения Лукьянова с зампредседателя Совета национальной безопасности (СНБ) Израиля Яакова Нагеля. Возможен визит в Москву нового председателя СНБ Йоси Коэна. Ранее он работал в Моссад.
Увеличивается товарооборот. В прошлом году он составил 2,9 млрд долл. С точки зрения Москвы особенно важно сотрудничество в области инноваций. Реализуются проекты с участием «Роснано» и израильских ведомств. Кооперация затронула космос и авиастроение. Российские ракеты-носители вывели на орбиту уже восемь израильских космических аппаратов. Проводятся работы по установке израильского оборудования для связи на самолеты Ту-204.
После подписания российско-израильского соглашения об отмене виз в 2008 году стало стремительно расти число российских туристов и паломников. В прошлом году их число составило 300 тыс.
Что касается Ближнего Востока, то Москва указывает, что насилие и хаос в регионе нельзя свести к смене режимов путем вмешательства извне. Пример – события в Ливии, Йемене, Египте и Сирии. Израиль тоже косвенно втянут в сирийский конфликт. Он время от времени наносит удары по военным объектам Дамаска. Россия полагает, что, ослабляя сирийское правительство, Тель-Авив тем самым способствует укреплению наиболее радикальных группировок, связанных с «Аль-Каидой». Но это увеличивает угрозу самому еврейскому государству.