Франсуа Олланд. Фото Reuters
Президент Франции Франсуа Олланд в преддверии открывающихся завтра переговоров «шестерки» и Ирана в Женеве завершает трехдневный визит в Израиль. Он был тепло принят премьер-министром Биньямином Нетаньяху, который выступает против готовящегося рамочного соглашения, считая его плохим и опасным. Вместе с тем, по мнению экспертов, реальных оснований говорить о том, что отныне Франция, а не США – «лучший друг» Израиля, нет.В международном аэропорту «Бен-Гурион» Олланда, перед которым расстелили красную ковровую дорожку, с почетным караулом встречали наряду с целым рядом политиков и религиозных лидеров президент Израиля Шимон Перес и Биньямин Нетаньяху. Последний поблагодарил французского лидера за жесткую позицию как по Сирии, так и по Ирану. Олланд, со своей стороны, заверил Нетаньяху, что не потерпит ядерного распространения и не допустит смягчения экономических санкций против Исламской Республики до тех пор, пока она навсегда не откажется от разработки ядерного оружия. Президент Франции, прибывший в сопровождении гражданской жены и широкой делегации министров и бизнесменов, сказал на иврите: «Я – друг Израиля, и я останусь им навсегда».
Нетаньяху не оставляет надежды на то, что условия соглашения между Ираном и «шестеркой» будут пересмотрены. Сразу после переговоров с Олландом в среду в Москве он встречается с президентом России Владимиром Путиным, а в пятницу в Израиль прибывает госсекретарь США Джон Керри. В этот момент в Женеве будут полным ходом идти переговоры – они могут продлиться до 23 ноября.
С другой стороны, израильский лидер активно доносит свою позицию до американцев и последнюю порцию критики озвучил в воскресенье на CNN. Ставка делается на членов Конгресса и произраильские группы в США. Такие усилия могут привести к срыву переговорного процесса, ведь Тегеран уже заявил, что выйдет из него, если Конгресс одобрит введение дополнительных санкций. Об этом сообщил член парламентской комиссии по национальной безопасности и внешней политике Мохаммад Хасан Асафари.
Торжественный прием, какого ранее удостаивался лишь президент США Барак Обама, наблюдатели расценили как разворот Тель-Авива от разочаровавшего его Вашингтона в сторону перехватившего инициативу Парижа. На совместной пресс-конференции в Иерусалиме Нетаньяху вновь выступил с критикой США как переговорщика, лоббирующего «очень плохую сделку», и превознес Олланда за его бескомпромиссную линию. «Ваша поддержка и ваша дружба реальны, – не скупился на комплименты израильский лидер. – Они искренни. Вы были единственным из шести».
«Когда между США и Израилем возникают фундаментальные разногласия, это ослабляет мощь США в регионе и посылает очень плохие сигналы другим союзникам Америки, – отметил на страницах Wall Street Journal Аарон Дэвид Миллер, эксперт Международного научного центра имени Вудро Вильсона (Вашингтон). – Теперь у Израиля больше общего с Саудовской Аравией. Это обостряет ситуацию в и без того неспокойном регионе». Французская пресса дает громкие заголовки – например, «Олланд замещает Обаму в благосклонности Израиля» (Liberation).
Несмотря на все это, не стоит переоценивать размах франко-израильской дружбы. Так, Олланд сформулировал четыре условия промежуточной сделки с Ираном, говоря от имени «шестерки». Первое условие – немедленное введение международного контроля над всеми иранскими ядерными объектами. Второе – приостановка обогащения урана до 20%. Третье – сокращение существующих запасов обогащенного урана. Четвертое – остановка строительства тяжеловодного плутониевого реактора в Араке.
Устраивают ли такие условия Израиль? Судя по всему, нет, ведь, как пишет «Гаарец», Тель-Авив «настаивает на том, чтобы Иран полностью прекратил обогащение урана и разрушил все центрифуги». Пока этого не произойдет, санкции смягчать нельзя, считают там.
Директор франко-российского аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен уверен в том, что позиция Франции не совсем совпадает с израильской. Тель-Авив просто пытается использовать Париж в своем споре с Вашингтоном. И если Франция в итоге подпишет рамочное соглашение с Ираном, это очень не понравится Израилю и через неделю он будет ругать Францию так же, как США.
«Франция ранее блокировала договоренность с Ираном не в угоду Израилю и не по просьбе Нетаньяху, а скорее ради Саудовской Аравии, – отметил эксперт в беседе с «НГ». – Олланд очень хочет развивать отношения с Эр-Риядом, а именно – продавать оружие. Туда ездил министр обороны Жан-Ив Ле Дриан. Со стороны Франции намечается политика сдерживания шиизма и ставка на суннитские консервативные режимы».
Французские эксперты отметили, что на ситуацию повлияли и факторы, связанные с американо-французскими отношениями. Американцы вели в одиночку сепаратные переговоры с иранцами, и Франция вместе с остальными участниками «шестерки» обнаружила документ только в тот день, когда планировалось его подписание, что ей не понравилось. Тем более что Париж не может простить Вашингтону сирийский казус. 31 августа в Елисейском дворце было заседание военного штаба, все находились в полной уверенности, что в конце дня начнется военная операция и Франция будет играть в ней важную роль. Говорят даже, что в Сирию уже летели французские самолеты.
Неудивительно, что Олланд крайне болезненно отреагировал на звонок Обамы, который сказал, что должен сначала проконсультироваться с Конгрессом. Это было воспринято как удар ножом в спину. Так что теперь любое одностороннее движение США по ближневосточным вопросам воспринимается в Париже очень болезненно.