13.11.2013 00:01:00
Владимир Путин ведет переговоры в Сеуле
Владимир Путин и Пак Кын Хе уже встречались в сентябре на полях саммита «двадцатки» в Санкт-Петербурге. За два месяца после этой встречи была проведена большая подготовительная работа, уточнены позиции. Важное место на переговорах лидеров стран, представленных в Совете Безопасности ООН (Россия – постоянный член, РК – непостоянный), занимают мировые проблемы и проблема безопасности в Северо-Восточной Азии, включая тему денуклеаризации Корейского полуострова.
Южнокорейская сторона по вполне понятным причинам будет добиваться поддержки Россией политики Сеула в отношении Северной Кореи, в том числе курса на формирование «процесса доверия на полуострове» иначе называемого «сеульским процессом». Судя по названию, речь идет о вполне разумных программах, правда, требующих уточнений: какие конкретно меры доверия будут предложены, как они будут осуществляться, насколько будут приемлемы для КНДР и насколько хватит терпения обеим сторонам выдержать линию на утверждение доверия между ними. Одно такое мероприятие уже осуществляется: две Кореи нашли аргументы и политическую волю для возобновления работы Кэсонского промышленного комплекса.
Важное, если вообще не главное, место, конечно, занимают вопросы двусторонних российско-южнокорейских связей. Здесь я бы обратил внимание на раскрытие лидерами двух стран своего конкретного понимания стратегического партнерства применительно к отношениям двух стран. О нем впервые было объявлено предыдущими президентами обоих государств в сентябре 2009 года. Дело в том, что реальная политика предыдущей администрации Южной Кореи, к сожалению, не вышла за пределы слов и намерений.
По итогам переговоров будет подписана совместная декларация с оценкой сторонами ключевых международных проблем. Будут названы основные направления двустороннего сотрудничества. В число конкретных решений входит подписание соглашения об отмене виз с января 2014 года для кратковременных (до 60 дней) визитов.
В области экономического сотрудничества приоритетными являются вопросы участия южнокорейских фирм в проектах экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это проект соединения железных дорог двух стран через северокорейскую территорию (некоторые южнокорейские компании заявили о своем интересе в обустройстве причала в порту Рачжин (КНДР) и эксплуатации железнодорожной ветки Хасан (РФ) – Рачжин, которая реконструирована на средства РЖД), участие южнокорейских компаний в создании современных центров судостроения в России, в развитии рыболовства, рыбопереработки и строительстве мощных холодильников, развитии сельского хозяйства и животноводства в регионе.
Несколько сложнее решить вопрос о строительстве газопровода из России в Южную Корею. Готовы к его прокладке через территорию КНДР власти этой страны, относящие содействие проекту к числу заветов покойного Ким Чен Ира. Готова и Россия.
Однако вопрос пока не решается из-за позиции Южной Кореи, которая настаивает на значительном снижении цены на поставляемый газ и, по-видимому, надеется на дешевый сланцевый газ США, который она обязалась покупать с 2018 года. Здесь нужна будет политическая воля руководства Южной Кореи. Ведь формулу оплаты газа всегда можно согласовать если не прямым снижением цены, то различными формами сотрудничества, в том числе и в третьих странах.
Южнокорейская сторона проявляет интерес к возможностям использования инфраструктуры Северного морского пути, участия в модернизации Транссиба, в продолжении сотрудничества с Россией по космосу (как исследование Земли из космоса, так и изучение самого космического пространства, а также развитие космических технологий).
С учетом проблемы с энергоснабжением и снижением инвестиций в развитие атомной энергетики в Южной Корее повысится заинтересованность в линии электропередачи из России в Южную Корею.
Россия заинтересована в сотрудничестве в развитии высокотехнологичных производств и выпуске высокотехнологичной продукции. В Южной Корее есть большой опыт по созданию промышленных и технопарков. Можно было бы обсудить идею создания таких технопарков с участием российских и южнокорейских бизнеса, науки и технологий на Дальнем Востоке. Они бы способствовали созданию производств, которые также требовали бы высококвалифицированных работников, участвующих в производственном цикле. Это как раз помогло бы решить проблему создания новых рабочих мест, требующих высокой квалификации.
Комментарии для элемента не найдены.