Фото Reuters
Израиль усиливает давление на администрацию Барака Обамы с целью заставить Вашингтон ужесточить условия готовящегося рамочного соглашения между Ираном и «шестеркой», которое может быть подписано в ходе следующего раунда переговоров 20 ноября. Для этого премьер-министр Биньямин Нетаньяху обратился к этническим евреям Америки. Прежде всего Тель-Авив намерен задействовать свое лобби в Конгрессе, который приступил к подготовке нового пакета экономических санкций против Тегерана.Нетаньяху выступил на Генеральной ассамблее Еврейских федераций Северной Америки в Иерусалиме. «Это плохая и опасная сделка, которая касается проблемы, влияющей на наше выживание, – сказал он. – А если речь идет о выживании еврейского народа и еврейского государства, меня никогда не принудят к молчанию».
На канале CBS Нетаньяху признал, что будет работать с вовлеченными в переговоры мировыми лидерами, побуждая их исправить условия соглашения.
Более того, министр экономики Израиля Нафтали Беннет заявил на радио, что займется лоббированием в американском Конгрессе, чтобы объяснить США последствия такого соглашения для ситуации с безопасностью его страны. Косвенным признаком готовности Тель-Авива вмешаться в дела Вашингтона служит и возвращение на пост министра иностранных дел «ястреба» Авигдора Либермана, оправданного судом в деле о злоупотреблении общественным доверием.
Израильтянам попытался ответить госсекретарь США Джон Керри: в интервью NBC он напомнил, что условия сделки засекречены и Нетаньяху известны быть не могут. Для прояснения отношений и спасения соглашения с Ираном в Израиль отправилась главный американский переговорщик по Ирану, заместитель госсекретаря Венди Шерман. И это несмотря на личную беседу Нетаньяху и Керри в пятницу в аэропорту имени Бен-Гуриона о подводных камнях сделки с Ираном.
Постарался развеять тревогу израильтян и посол США в Израиле Дэн Шапиро на той же Генассамблее Еврейских федераций Северной Америки. «США и Израиль одинаково подходят к этой ключевой проблеме, – сказал Шапиро. – Президент Барак Обама с полной определенностью заявил, что не допустит, чтобы Иран получил возможность обладать ядерным оружием, и готов использовать все средства, чтобы помешать такому развитию событий».
Судя по всему, американское внешнеполитическое ведомство вполне осознает глубину влияния Тель-Авива. Тем более что Сенат ждал завершения переговоров в Женеве и теперь готовится принять новые санкции против Тегерана. В пользу этой меры выступили как демократы, так и республиканцы, хотя сначала они хотят обсудить этот вопрос с Керри. О необходимости санкций говорили многие сенаторы, прежде всего «ястребы»-республиканцы Линдси Грэм, Боб Коркер, Марко Рубио.
Ранее мощь Израиля проявилась в переговорной позиции Парижа. В пятницу вечером Обама призвал Великобританию, Германию, РФ, КНР и Францию поддержать рамочное соглашение. Нетаньяху сделал обратное, попросив его заблокировать. Франсуа Олланд прислушался к озабоченностям Тель-Авива. В результате Париж не дал трехдневным переговорам увенчаться успехом. Нетаньяху отнес этот исход на свой счет, поблагодарив «шестерку» за чуткость к его просьбе.
Однако в понедельник сорвавшаяся с крючка женевская сделка между Ираном и «шестеркой» неожиданно предстала под иным углом зрения. Керри в ОАЭ заявил, что представители крупных мировых держав, участвовавшие в переговорах с Ираном в Женеве, согласовали документ, однако Тегеран его не принял. «Французы его утвердили, мы его утвердили», – сказал он, однако иранская сторона «в тот момент» не одобрила сделку, цитирует госсекретаря агентство AP.
В таком же духе выразился и министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус. В интервью радио Europe 1 он назвал некорректной формулировку о том, что «Франция блокировала соглашение с Ираном по его ядерной программе». Напротив, Фабиус подчеркнул общность позиции «шестерки» и то, что предложенный Тегерану текст согласован всеми участниками группы, он не чисто французский. При этом у «шестерки» и Ирана остались два-три разногласия, но договоренность близка.
По одной из версий, беда заключалась в том, что два параллельных переговорных процесса – ирано-американский и Тегерана с «шестеркой» – были плохо согласованы, и условия сделки в текстах двух документов очень отличались друг от друга. Иными словами, американцы договорились с иранцами о том, под чем оказались не готовы подписаться французы (по крайней мере сразу). Теперь же западные переговорщики маскируют нестыковки своих позиций.
По данным прессы, у главы МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа осталось впечатление, что «шестерке» требуются внутренние переговоры. О том же сказал ветеран дипломатии шведский министр иностранных дел Карл Бильдт: «Такое ощущение, что самые трудные переговоры в Женеве ведутся не с Ираном, а в внутри группы западных стран».
В конце интервью журналист Жан-Пьер Элькабаш не выдержал и прокричал Фабиусу: понимает ли он, что Париж упрекают в ублажении Нетаньяху, подыгрывании американским «ястребам-неоконам», страхе перед Катаром и Саудовской Аравией? О том, что Франция, возможно, таким образом налаживает новые стратегические связи с монархиями Персидского залива и Израилем, говорят и дипломаты, тем более что Олланд уже в этом месяце отправится в Израиль, будет выступать в Кнессете и, по словам одного из чиновников, «не хочет, чтобы его поездка превратилась в ночной кошмар».
Франция подписала или готовится подписать оружейные контракты с Саудовской Аравией, ОАЭ, Катаром. «Речь идет не только о торговле оружием, но о стратегическом влиянии в регионе, – считает ближневосточный эксперт лондонского Королевского института объединенных родов войск Шашанк Джоши. – Франция может получить влияние благодаря Саудовской Аравии и Израилю».
Между тем глава Агентства по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи заявил в понедельник, что МАГАТЭ и Тегеран заключили соглашение по «дорожной карте» сотрудничества в области атомной энергетики, сообщает Интерфакс. Это произошло по итогам переговоров директора МАГАТЭ Юкио Амано и иранских представителей. В документе говорится, что ИРИ в течение трех месяцев предоставит МАГАТЭ информацию и управляемый доступ на урановый рудник в Гачине и на ядерный тяжеловодный реактор в Араке, а также сведения обо всех новых исследовательских реакторах и по 16 районам для строительства АЭС.