Переговоры глав оборонных и внешнеполитических ведомств России и Японии, запланированные на 2 ноября в Токио, станут первой встречей в формате «два плюс два» таком формате в истории отношений двух стран. Ее участник министр иностранных дел Японии Фумио КИСИДА в интервью главному редактору внешнеполитической редакции «Интерфакса» Ксении БАЙГАРОВОЙ говорит о своих ожиданиях от этой встречи, а также о подходах Токио к проблемам безопасности в Северо-Восточной Азии и необходимости заключить мирный договор между Россией и Японией. – Специально для «Независимой газеты»
– Какие ожидания вы связываете с первой в истории встречей глав МИД и минобороны в формате «два плюс два»? В целом, что Вы думаете о нынешнем состоянии и перспективах развития российско-японских отношений?
– 2 ноября мы вместе с министром обороны Японии Ицунори Онодэрой, министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и министром обороны России Сергеем Шойгу проведем в Токио первую встречу в рамках консультаций глав внешнеполитических и оборонных ведомств Японии и России в формате «два плюс два». Договоренность о ее проведении была достигнута в апреле с.г. премьер-министром Синдзо Абэ и президентом Владимиром Путиным. Россия, вслед за США и Австралией, стала третьей страной, с которой Япония проводит встречи в таком формате. Мне также известно, что Япония стала первой страной Азиатско-Тихоокеанского региона, с которой Россия будет вести консультации в формате «два плюс два». Это является показателем развития японо-российских отношений и свидетельством того, что наши лидеры придают большое значение сотрудничеству двух стран в сферах безопасности и обороны.
Сейчас ситуация в сфере безопасности в АТР становится все более сложной, и в первую очередь речь идет об обстановке на Корейском полуострове. Совместная встреча и непосредственный обмен мнениями глав внешнеполитических и оборонных ведомств Японии и России в этих условиях не только полезны с точки зрения развития отношений доверия между двумя странами, но и вносят большой вклад в мир и стабильность региона.
В ходе нынешней встречи мы намерены обсудить международную ситуацию в сфере безопасности, политику Японии и России в сферах безопасности и обороны, дальнейшее оборонное сотрудничество двух стран. В частности, я намерен рассказать о принципе «активного пацифизма», который основан на той позиции, что Япония должна вносить еще более активный вклад в мир и стабильность всего мира. Кроме того, я расскажу на основе такой позиции о ряде мер в рамках японской политики в сфере безопасности. С нетерпением жду возможности провести откровенный обмен мнениями и построить доверительные отношения с министрами Лавровым и Шойгу.
Если говорить о японо-российских отношениях в целом, то апрельский визит премьер-министра Абэ в Россию придал им новый импульс и долгосрочный вектор. За эти полгода состоялось четыре встречи на высшем уровне, в хорошем темпе идет политический диалог. Что касается экономической сферы, то сумма товарооборота между Японией и Россией в 2012 году достигла рекордной отметки, составив 33, 5 млрд. долларов США. В этом году торговля растет еще более высокими темпами. Развивается сотрудничество в разных областях, включая энергетику, сельское хозяйство, медицину и городскую среду. Значительно увеличивается объем инвестиций японских компаний в российскую экономику. В сфере гуманитарных связей было принято решение объявить 2014 год «Годом японо-российских обменов в области боевых искусств». Это и многое другое свидетельствует об уверенном развитии наших двусторонних отношений в широком круге областей.
В условиях такого развития ненормальной является ситуация, в которой и сейчас, спустя 68 лет после окончания Второй мировой войны, между Японией и Россией нет мирного договора. Я уверен, что заключение мирного договора между нашими странами приведет к еще большему скачку в развитии японо-российских отношений. Мы намерены вести переговоры с целью поиска взаимоприемлемого решения на фоне комплексного развития наших отношений.
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы сотрудничества России и Японии в области безопасности? В каких именно сферах это сотрудничество было бы максимально эффективным? Планируется ли проведение в будущем, к примеру, совместных учений по линии военных ведомств двух стран?
– Японо-российское сотрудничество в сфере безопасности успешно ведется уже давно. В течение почти 20 лет многократно проводились взаимные визиты высоких должностных лиц Сил самообороны Японии и Вооруженных сил России, обмены между воинскими подразделениями, в том числе взаимные визиты боевых кораблей. Совместные поисково-спасательные учения морских Сил самообороны Японии и ВМФ России были осуществлены уже 13 раз.
Кроме того, в 2012 году был подписан Меморандум между Министерством иностранных дел Японии и аппаратом Совета безопасности России. Таким образом, в последние годы расширяется диапазон сотрудничества двух стран в сфере безопасности.
Однако в контексте ужесточения международных условий безопасности японо-российское сотрудничество в сферах безопасности и обороны, уверен, имеет больший потенциал, и мы должны еще больше углублять его. Это включает в себя и расширение совместных учений Сил самообороны Японии и Вооруженных сил России.
Я убежден, что проведение встречи в формате «два плюс два» выведет японо-российские отношения в сферах безопасности и обороны на новый уровень, что послужит стратегическим интересам Японии и России, а также будет полезно и для мира и стабильности международного сообщества. Я намерен взаимодействовать с министрами Онодэрой, Лавровым и Шойгу в этих целях.
– Президент Путин выразил намерение решать спорный вопрос об островах южной Курильской гряды по формуле «нет победителей и нет проигравших», воспользовавшись для этого термином «хикивакэ» из дзюдо. Каковы Ваши мысли о дальнейших путях решения этой проблемы?
– В ходе своего апрельского визита в Россию премьер-министр Абэ договорился с президентом Путиным совместно дать своим министерствам иностранных дел поручение ускорить переговоры по выработке взаимоприемлемых вариантов решения проблемы мирного договора с целью их представления руководителям двух стран для обсуждения.
Я согласен с мыслью президента Путина решать трудную проблему в форме «хикивакэ», т.е. по формуле «нет победителей и нет проигравших», в соответствии с этой договоренностью.
Для поиска конкретных форм этого решения мы намерены в спокойной обстановке вести переговоры о заключении мирного договора в контексте дальнейшего развития японо-российского сотрудничества во всех областях одновременно с углублением отношений взаимного доверия путем последовательного высокоуровневого политического диалога в хорошем темпе.
– Каковы перспективы заключения мирного договора между Россией и Японией, на Ваш взгляд, сколько еще времени потребуется Москве и Токио для достижения этой цели?
– Как сказал премьер-министр Абэ, не существует «волшебной палочки», с помощью которой можно было бы одним взмахом решить этот трудный вопрос, остающийся неурегулированным и спустя 68 лет после окончания Второй мировой войны.
Но для того, чтобы народы Японии и России построили искренние взаимодоверительные отношения и добились стремительного развития сотрудничества двух стран, мы не должны оставлять эту проблему следующим поколениям. Обе стороны должны использовать всю свою мудрость для возможно скорейшего нахождения ее решения.
– После последнего кризиса на Корейском полуострове российская сторона выражала обеспокоенность тем, что под предлогом северокорейской угрозы идет наращивание военного присутствия в Северо-Восточной Азии. Будет ли Япония наращивать свой военный потенциал из-за северокорейской угрозы?
– Прежде всего, хотел бы указать на непреложные факты: Северная Корея в прошлом году два раза, в апреле и декабре, произвела ракетные пуски, в феврале этого года в третий раз осуществила ядерные испытания, а сейчас продолжает вести ядерные и ракетные разработки, нарушая этим резолюции Совета Безопасности ООН и Совместное заявление, принятое в ходе шестисторонних переговоров.
Безусловно, такие действия Северной Кореи представляют явную и неотложную серьезную угрозу для региона, включая Японию, которая является ее соседом. Правительство России также занимает жесткую позицию по отношению к этим провокационным актам Северной Кореи. Россия выразила свое согласие и с принятыми в январе и марте этого года резолюциями Совета Безопасности ООН об усилении санкций.
Естественно, Япония старается вести активную внешнюю политику и наращивать оборонный потенциал для того, чтобы защищать жизнь и имущество своих граждан во все более жестких условиях безопасности вокруг нашей страны, включая упомянутые действия Северной Кореи. В рамках этих усилий мы работаем и над созданием системы ПРО. Японская система ПРО является исключительно оборонительной и направлена только против тех, кто имеет намерение осуществить в отношении нашей страны ракетную атаку. Она не представляет никакой угрозы для других стран, не имеющих такого намерения.
Кроме того, для решения северокорейской проблемы мы, тесно взаимодействуя с Россией и другими заинтересованными странами, намерены продолжать требовать от Северной Кореи честного и полного исполнения международного долга и обязательств на основании резолюций Совета Безопасности ООН и Совместного заявления, принятого в ходе шестисторонних переговоров. Япония намерена вносить вклад в мир и стабильность Северо-Восточной Азии в тесном сотрудничестве с Россией, которая является для нас дружественной страной.
– Диалог Японии с Китаем по поводу островов Сенкаку идет непросто. Не приведет ли принятие Японией дополнительных мер в сфере безопасности к дальнейшей дестабилизации в регионе?
– Острова Сенкаку являются исконной территорией Японии как исторически, так и с точки зрения международного права. Действительно, наша страна эффективно контролирует их. Уступки со стороны Японии в вопросе территориального суверенитета невозможны, но и эскалации ситуации с японской стороны ни в коем случае не будет. Япония последовательно реагирует в решительном и спокойном ключе.
В то же время, отношения с Китаем являются для Японии одними из самых важных двусторонних отношений. Между соседями возникают разные проблемы. Однако наличие проблемы не должно закрывать дверь для диалога. Именно при наличии проблемы важно вести взаимный откровенный разговор, в том числе на высшем уровне. В отличие от китайской стороны, которая не идет на диалог, выдвигая предварительные условия, Япония ясно заявляет, что дверь для диалога всегда открыта.