В преддверии ухода из Афганистана НАТО ведет ускоренную подготовку национальной армии. Фото Reuters
НАТО согласовало план своего присутствия в Афганистане после 2014 года, то есть по завершении боевой части миссии. Поскольку переговоры между Вашингтоном и Кабулом по поводу двустороннего соглашения о безопасности продолжаются, число остающихся солдат пока не называют. После США таких же договоренностей должны будут достичь другие страны – члены НАТО. По предварительной оценке, альянс может оставить 8–12 тыс. солдат. Между тем в преддверии президентских выборов, намеченных на 5 апреля, этой зимой ожидается беспрецедентная активизация талибов.
Министры обороны стран – членов НАТО, собравшиеся в Брюсселе, изначально хотели утвердить детальную стратегию своих действий в Афганистане после 2014 года, включая число войск. Однако этого сделать не удалось. Вашингтон отказывается говорить о численности своего контингента, пока не будет подписано соглашение с Кабулом об условиях пребывания в стране американских солдат. Войска союзника должны быть освобождены от ответственности перед местными органами правопорядка. Этот вопрос решит традиционное собрание старейшин Лойя джирга. Если соглашение будет сорвано, США прибегнут к «нулевому варианту».
Такие же соглашения необходимы и другим странам – участницам альянса. В отсутствие правовой базы в форме соответствующих соглашений ООН не может продлить мандат на пребывание войск НАТО в Афганистане. Руководство НАТО призывает «не паниковать». «Наше планирование продолжается, – сказал генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. – Но, конечно, мы не можем завершить нашу подготовку, пока не закончатся переговоры по поводу правовых основ». В таком же духе высказался и министр обороны Германии Томас де Мезьер (ФРГ хочет оставить 600–800 солдат): «Нам необходима ясность по поводу прав и обязанностей наших солдат, а также решения США».
Если Лойя джирга, а вслед за ней и афганский парламент пойдут навстречу требованиям США, то соглашение скорее всего будет подписано уже в ноябре. Вскоре после этого могут состояться договоренности между Кабулом и другими членами Североатлантического альянса. Спешка союзников и бодрая уверенность, которую они излучают, понятны: сроки поджимают. Однако афганцы никуда не торопятся. «Если документ не будет закончен, работа может продолжиться со следующим правительством», – безмятежно отметил представитель Карзая Аймал Файзи. Сейчас в Афганистане находится 87 тыс. солдат НАТО, из них 51 тыс. – американцы.
Ускоренное обучение афганских сил безопасности уже развернуто в Афганистане. Guardian сообщает о том, что последнее крупное британское подразделение, направляемое в Афганистан, – седьмая бронетанковая бригада – недавно прибыла на базу Кэмп Бастион в провинции Гильменд. Основное задание бригады – обучение афганской армии и полиции, чьи потери весьма значительны. Если в 2012 году погибли 2970 афганских силовиков, то с марта текущего года – уже 6 тыс. Есть ощущение, что война разгорается. В 2012 году количество атак, устраиваемых «Талибаном», более чем в два раза превысило аналогичный показатель за 2008 год.
Ввиду того что Афганистан готовится к апрельским президентским выборам, источник в НАТО предупредил о том, что союзников скорее всего ждет кровавая зима – масштабные теракты и политические убийства. Тем более что американское присутствие в феврале сократится до 34 тыс. солдат. «Они (талибы. – «НГ») собираются попытаться сорвать выборы, мы ожидаем этого, и, что более важно, они хотят сорвать широкий политический процесс», – сказал высокопоставленный американский военный чиновник газете Washington Post. Так, в минувшие выходные из-за угрозы теракта пришлось временно закрыть немецкое посольство в Кабуле.
Что касается предвыборного процесса в Афганистане, то он, как и ожидалось, не обошелся без скандала. Дисквалификация 17 кандидатов вызвала с их стороны обвинения в причастности к этому правительства. Отказы официально мотивировались либо наличием гражданства других стран, либо отсутствием доказательств достаточной поддержки. В результате в гонке остались 10 человек, причем никто из основных кандидатов из нее не выбыл. Речь идет о бывших полевых командирах, бизнесменах, отставных чиновниках и даже брате президента Каюме Карзае. Другими фаворитами являются экс-глава МИДа Залмай Расул и бывший министр финансов Ашраф Гани.
Из-за того что в стране много неграмотных (грамотны лишь 39% взрослого населения), рядом с именем и фотографией каждого кандидата будет изображен выбранный им символ. Еще интереснее то, как символы соотносятся с личностными характеристиками претендентов. Кутбуддин Хеляль из Исламской партии Афганистана, считающейся в НАТО одной из главных повстанческих группировок страны, почему-то избрал своим символом весы правосудия. Эмблема мира парадоксально отразила предпочтения экс-министра обороны Абдула Рахима Вардака, одного из известных моджахедов 1980-х годов. Гани, технократ западного образца, неожиданно сделал своим символом Коран, видимо, чтобы показать избирателю, что он дорожит религиозным аспектом. Каюм Карзай, обучавшийся в США, остановился на карандаше, чтобы подчеркнуть роль образования. Так же поступил экс-министр иностранных дел Абдулла Абдулла, эмблемой которого стали книга и ручка. Расул, не слишком открытый общению с прессой, по неясной причине выбрал радио.