Фото Reuters
Мозамбикское национальное сопротивление (МНС) – крупнейшая оппозиционная партия – вышло из мирного соглашения, подписанного с правящей партией Фрелимо в 1992 году, и может вернуться к методам вооруженной борьбы. Его активисты во вторник утром атаковали полицейский участок в городе Маринге в центральной части страны. Пока политики винят друг друга в разжигании конфликта, жители опасаются возобновления гражданской войны, унесшей жизни около миллиона человек. Озабоченность ситуацией выразили США и Португалия, бывшей колонией которой является Мозамбик.
Стражи порядка и жители окрестных домов бежали после того, как боевики МНС открыли мощный огонь и вели его в течение часа. Информации о жертвах в ходе этого инцидента нет. В районе происшествия были закрыты школы. Этим событиям предшествовал выход МНС из мирного соглашения, причиной которого стал захват армией штаб-квартиры председателя партии Афонсу Длаками, находящейся в 35 км к северу от атакованного полицейского участка в национальном парке Горонгоза (провинция Софала), что вынудило его скрыться в горах. Жесткие действия, по объяснению Минобороны, стали ответом на атаку армейского поста.
Президент Мозамбика Арманду Гебуза призвал граждан сохранять спокойствие. В последние годы страна стала оплотом стабильности юга Африки и переживала экономический бум. Так, в этом году ожидается рост ВВП на 7%, это один из самых высоких показателей в Африке. Инвесторов привлекают богатые запасы угля и офшорного газа. Разработкой месторождений занимаются бразильская Vale, итальянская Eni, американская Anadarko, австралийско-британский концерн Rio Tinto. «Война на этом этапе разрушила бы все достижения в развитии, которые страна совершила на данный момент», – сказал Reuters один из жителей столицы.
Как пояснил «НГ» председатель комитета по международным делам Совета Федерации, спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов, Мозамбик с точки зрения природных ресурсов и геостратегического положения – лакомый кусок Африканского континента. В годы колониализма для португальцев экономическое значение имела Ангола, а Мозамбик был морским курортом. После открытия впечатляющих месторождений газа и оценки больших ресурсов морепродуктов современный Мозамбик, по словам бизнесменов, – «редкая страна, где остались активы по реальным ценам». Там ныне активны и бывшие колонизаторы, и КНР, и Россия, и ЮАР, которая позиционирует себя связующим механизмом для всех остальных участников рынка в мозамбикской экономике.
«Хрупкое политическое равновесие в Мозамбике – результат соглашений между двумя противостоящими друг другу организациями – МНС и Фрелимо, – подчеркнул сенатор. – Сейчас это равновесие нарушается в первую очередь потому, что политическое влияние превращается во влияние и на доступ к национальным богатствам. Оппозиция хочет большего, чем то, что у нее есть. Отсюда и активность, принимающая разные формы, в том числе вооруженные. Правительство же если и готово терпеть конкурентов, то не собирается иметь их в качестве равноправных партнеров».
Аналитик IHS Global Insight Роберт Бесселинг уверен, что у МНС нет широких боевых возможностей и она не представляет собой серьезной угрозы правительственным силам. Молодых бойцов в движение не набирают, речь идет в основном о неразоружившихся повстанцах-ветеранах, которых всего-то около 300. Единственный риск, усматриваемый экспертом, – это атаки на железнодорожные пути, по которым перевозят уголь. Напомним, в апреле и июне рейды МНС, в результате которых погибли 11 солдат и полицейских, а также шесть мирных граждан, привели к временной приостановке вывоза угля по железной дороге.
«Вряд ли эта нестабильность распространится на весь юг Африки, – отметил Маргелов, – потому что ЮАР открыто проявляет патерналистские настроения в отношении Мозамбика. И, видимо, не позволит смену режима, предоставит ту или иную помощь для достижения стабильности. Кроме того, и сама правящая партия в Мозамбике не слабая. Сумма усилий ЮАР и мозамбикского режима вернет стране стабильность».
По мнению собеседника «НГ», сегодня одна их главных опасностей для Мозамбика не вооруженное противостояние между МНС и Фрелимо, а появление радикальных исламских группировок. Иммигранты из Танзании, Кении и Сомали становятся заметны не только на севере страны, но и в ее столице. По данным сенатора, их «пытаются перетянуть на свою сторону как правительство, так и оппозиция. Но среди этих мусульман есть и те, кто приехал в Мозамбик, не расставшись со старыми связями, в том числе с не самыми мирными политическими течениями в Южной Африке и на Африканским Роге».