Фото Reuters
Вчера в Пекине состоялось подписание китайско-индийского соглашения, призванного исключить возможность любых инцидентов в оспариваемом обеими странами районе Гималаев. Оно прошло на церемонии в Зале народных собраний (здание китайского парламента) вслед за переговорами, которые провели главы правительств Индии и КНР. По оценке экспертов, соглашение еще на шаг продвинуло Пекин и Дели к решению главного спора между обеими странами.
В последние дни Пекин стал местом встреч глав правительств трех стран, наиболее тесно сотрудничающих в группе БРИКС. Во вторник прошла встреча главы российского правительства Дмитрия Медведева с председателем КНР Си Цзиньпином и его переговоры с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном, завершившиеся подписанием около двух десятков документов по различным вопросам сотрудничества, прежде всего экономического.
В среду, последний день своего визита, российский премьер выехал в поездку в провинцию Аньхой, на родину его китайского коллеги Ли Кэцяна. Там он посетил Университет науки и технологий в провинциальном центре Хэфэе. Состоялась встреча Медведева со студентами.
А в китайской столице в этот день начался визит премьер-министра Индии Манмохана Сингха. Его переговоры с Ли Кэцяном также были в основном посвящены торгово-экономическим вопросам. Прошло подписание ряда соглашений о сотрудничестве. Ли и Сингх встретились с представителями предпринимательских кругов двух стран. Как отмечает агентство «Синьхуа», с учетом состоявшейся в мае поездки Ли Кэцяна в Дели впервые после 1954 года состоялся обмен визитами глав правительств обеих стран в течение года. В интересах взаимопонимания с Китаем индийский гость даже изъявил готовность выступить с речью в Партийной школе при ЦК КПК в Пекине.
Важнейшим из подписанных китайско-индийских документов эксперты считают соглашение об обеспечении безопасности на границе. Точнее, речь идет не о формально утвержденной границе, а о линии контроля, установившейся в ходе территориального спора. Он тянется еще с 1960-х годов, напоминая о себе отдельными инцидентами на границе. Спор возник, когда власти Китая и Индии налаживали контроль над окраинными районами своих стран и обнаружили, что в малонаселенных, а местами вообще необжитых районах, где сходятся китайский Тибет и индийские северные штаты, их представления о собственной территории налагаются друг на друга. Дело дошло до кратковременной вспышки пограничной войны в 1962 году. Последняя такая вспышка произошела в мае этого года. По индийской оценке, которую приводит агентство Reuters, Китай претендует на более чем на 90 тыс. кв. км и занимает 38 тыс. кв. км индийской территории. Китайцы в полной мере оспаривают эту оценку.
Впрочем, в последние годы стороны не вели спор о территории, а озаботились тем, чтобы избежать инцидентов. Они не хотят допустить, чтобы пограничная проблема мешала развитию двусторонних отношений.
Ранее китайские и индийские власти договорились о серии мер доверия в районе границы. В нынешнем соглашении предусмотрены дополнительные мероприятия. Так, стороны будут уведомлять друг друга о направлении патрулей в район линии контроля. Самим же патрулям будет запрещено следовать друг за другом, так как подобное внимание часто приводило к инцидентам. Решено также наладить горячую линию связи между военным командованием с обеих сторон линии контроля.
«Соглашение расширит существующие меры, служащие обеспечению мира, стабильности и предсказуемости в районе наших границ», – сказал Манмохан Сингх. Так же считает и его китайский партнер Ли Кэцян: «Я уверен, что оно поможет поддерживать мир, спокойствие и стабильность в наших пограничных районах».
В связи с подписанием соглашения эксперты отмечают, что пограничная проблема более полувека отравляет отношения между Китаем и Индией. Ранее высказывалась оценка, что нерешенность этого вопроса не даст двум странам наладить между собой отношения сотрудничества, однако в действительности в последние годы их связи развивались по восходящей. Особенно быстро росла двусторонняя торговля. Кроме того, Пекин и Дели активно сотрудничают на политическом поприще, в том числе в рамках группы БРИКС.
Как отметил в беседе с «НГ» известный востоковед ректор Дипломатической академии МИД РФ Евгений Бажанов, в отношениях между Китаем и Индией есть сложности, к числу которых относится территориальный спор. Однако в последнее десятилетие их отношения развивались весьма бурно и стали подлинно партнерскими. Как отмечает эксперт, достигнутое взаимопонимание помогает сторонам небольшими шажками двигаться к решению спорной проблемы. Опыт такого решения есть как у Дели, так и Пекина. В качестве примера можно отметить полное решение пограничного вопроса между Китаем и Россией и со странами на постсоветском пространстве. Это дает уверенность в том, что Китай и Индия договорятся об окончательном решении проблемы. В этом заинтересована и Россия.