АЭС «Хинкли-Пойнт» близ Бриджуотера пополнят два новых реактора, которые введут в эксплуатацию в 2023 году. Фото Reuters
Правительство Великобритании объявило о заключении сделки стоимостью 16 млрд. фунтов (18,9 млрд. евро, 25,9 млрд. долл.) на первое с 1995 года строительство в стране новой АЭС. Премьер-министр Дэвид Кэмерон уверяет граждан, что за все заплатят французские и китайские инвесторы, лишний раз не напоминая о цене за добытый таким образом мегаватт-час, которая в два раза превышает нынешнюю. Эксперты говорят о том, что политика правительства по замене дешевой, но грязной энергии на топливо, не дающее углеродных выбросов, не может не отразиться на цифрах в коммунальных счетах потребителей и на кошельках налогоплательщиков.
Так называемые европейские реакторы с водой под давлением мощностью 1,65 тыс. МВт (EPR-1600) будут построены на деньги французских энергетических гигантов EDF и AREVA, а также китайских China National Nuclear Corporation и China General Nuclear Corporation (CGN). Последние получат в консорциуме 30–40%, AREVA – 10%, оставшуюся долю будет контролировать EDF. CGN строит два реактора EPR в Тайшане, и китайцы рассчитывают благодаря участию в британском проекте получить возможность продавать в Европу собственные реакторы. Такие гарантии Пекину недавно дал побывавший там министр финансов Джордж Осборн.
Инвесторы построят два реактора на АЭС «Хинкли-Пойнт» близ города Бриджуотер (графство Сомерсет). Там уже есть два действующих энергоблока с реакторами, введенными в эксплуатацию в 1976 году. Новые реакторы должны обеспечить 7% энергопотребления страны, или 5 млн. домохозяйств. После длительных споров компании договорились с Лондоном о том, что в течение 35 лет начиная с 2023 года – момента, когда заработает проект, – вне зависимости от рыночной конъюнктуры они будут получать по 92,5 фунта за 1 МВт-ч. Это в два раза дороже стоимости электроэнергии, вырабатываемой сейчас (45 фунтов за 1 МВт-ч), и мотивируется рисками долгосрочного проекта. Впрочем, в будущем цена может упасть до 89,5 фунта за 1 МВт-ч.
Не удивительно, что такой подход вызвал возмущение британцев, опасающихся роста счетов «за свет» и критикующих политику правительства, направленную на сокращение углеродных выбросов. Ввиду участия страны в программах по борьбе с изменениями климата Великобритания отказывается от таких видов топлива, как уголь и газ. Граждан пришлось успокаивать министру энергетики Эду Дейви, который объяснил, что иначе света не будет вообще. «Если люди хотят дома иметь возможность продолжать смотреть телевизор, включать чайник и пользоваться электричеством, то нам нужно согласиться на эти инвестиции», – сказал он. Чиновник добавил, что в рамках проекта 57% контрактов и большую часть из 25 тыс. новых рабочих мест получат британские подрядчики.
Недовольство избирателей не смущает Дэвида Кэмерона, ранее отказавшегося по требованию лейбористов заморозить цены на электроэнергию на 20 месяцев. Напротив, он рад тому, что станция ничего не будет стоить британским налогоплательщикам. «Мы не будем изымать деньги из таких областей, как строительство железных и автомобильных дорог, больниц, школ, а вместо этого привлечем иностранных инвесторов. Деньги в нашу инфраструктуру будут вкладывать французские и китайские компании», – сказал британский премьер во время посещения «Хинкли-Пойнта». Правительство посчитало, что сценарий, при котором будут строиться новые АЭС, обеспечит к 2030 году на 77 фунтов более дешевые счета за электроэнергию, чем вариант отказа от развития атомной энергетики.
Пол Дорфман из Института энергетики Университетского колледжа Лондона полагает, что власти лукавят. «Это субсидия, по нашим подсчетам, в размере от 800 миллионов до 1 миллиарда фунтов в год, которые британский налогоплательщик и энергопотребитель положит в глубокие карманы китайских и французских корпораций, представляющих в основном их правительства», – сказал Би-би-си эксперт.
Строительство реакторов в «Хинкли-Пойнт» станет первым в Европе с момента аварии на японской «Фукусиме-1». После нее некоторые европейские страны пересмотрели подход к атомной энергетике. Германия, Швейцария, Италия от нее отказались. Франция обещала сократить долю атома в энергопроизводстве с 75 до 50%. Кэмерон, напротив, объявил об атомном ренессансе и строительстве восьми новых АЭС. Противники атомной энергии не дремлют. Два года назад, когда о новых реакторах в «Хинкли-Пойнт» уже было известно, демонстранты перекрыли доступ к АЭС. А в понедельник несколько активистов проникли в торговый центр Бриджуотера, где находится представительство EDF. Они с помощью лестницы прикрепили над входом баннер «Нет ядерной энергии» и разбросали навоз.