Фото Reuters
На минувшей неделе в ближневосточной политике произошло важное событие: министр обороны США Чак Хейгел заявил о сокращении военной помощи Египту. Вашингтон прекращает поставки Каиру вертолетов Apache, ракетных комплексов и запчастей для танков. Отдельные программы военного сотрудничества продолжают действовать, но тенденция к свертыванию американо-египетского партнерства налицо.Партнерство США и Египта началось после поражения последнего в войне Судного дня 1973 года. После нее президент Анвар Садат решил переориентироваться на партнерство с США. Окончательно оформление это партнерство получило после прихода к власти президента Хосни Мубарака в 1981 году. С тех пор ежегодная американская помощь Каиру составляла около 1,5 млрд. долл. в год.
Отказ Вашингтона от партнерства с египетскими военными вызван отнюдь не авторитарными тенденциями в Египте. Соединенные Штаты много раз сотрудничали с авторитарными режимами, если это соответствовало их интересам. Дело в ином. Администрация Барака Обамы не считает нынешнее правительство Египта устойчивым. Его неспособность погасить (или на крайний случай быстро подавить) протестные настроения на протяжении двух с половиной месяцев ставит под сомнение перспективы египетского режима. Белый дом наблюдает, как будет развиваться ситуация в Египте, не видя на сегодняшний день надежного адресата для своей военной помощи.
Американские эксперты прорабатывают три сценария развития ситуации в этой стране. Первый – военный режим попытается жестко подавить протестные демонстрации, что спровоцирует крупные беспорядки. Второй – радикальные мусульманские силы будут постепенно брать под контроль египетские провинции, создавая в них не подчиняющиеся Каиру анклавы со своими вооруженными формированиями. Третий – египетский режим будет расширять партнерство с монархиями Персидского залива, которые подтолкнут Каир к компромиссу с исламистскими движениями. Каждый из этих сценариев исходит из дальнейшей дестабилизации в Египте. Четкой программы действия в каждой из этих ситуаций у Вашингтона пока нет.
Но свертывание американо-египетского партнерства неизбежно заставит другие страны пристальнее наблюдать за ситуацией в этой стране. Израиль обеспокоен перспективами исламизации Синайского полуострова. Страны ЕС – дестабилизацией Средиземноморья и особенно перспективами безопасности Суэцкого канала.
Во-первых, Суэцкий канал – кратчайший торговый путь между Средиземным и Красным морями. В случае его блокировки странам ЕС придется использовать более длинный путь вокруг Африки с промежуточной остановкой в Кейптауне.
Во-вторых, Суэцкий канал выступает одной из ключевых транспортных артерий, через которую проходит снабжение стран ЕС углеводородами Персидского залива. Если использовать альтернативный маршрут вокруг Африки, то время поставок энергоносителей в Европе удлинится в среднем на 15 дней.
В-третьих, через Суэцкий канал осуществляется важный грузооборот для стран ЕС. (В частности, по данным главы администрации канала Ахмада Фаделя, в 2011 году через него прошло 17 799 судов.)
В-четвертых, блокировка Суэцкого канала сделает нерентабельным использование портов средиземноморских стран ЕС. Для Греции, Италии и Испании могут возникнуть серьезные трудности из-за сокращения поступлений в бюджет.
На протяжении 2013 года роль суэцкого фактора в политике ЕС возросла. Еще в марте прошли волнения в городе Порт-Саид, в ходе которых манифестанты пытались перекрыть Суэцкий канал. 1 мая египетские власти, пытаясь справиться с нехваткой денег в казне, повысили на 5% стоимость прохода через канал для танкеров. Переворот 3 июля поднял мировые цены на баррель североморской Brent до 104 долл.; августовские фьючерсы на легкую нефть WTI выросли до 101,84 долл. за баррель. Одной из причин стали опасения перед блокировкой Суэцкого канала.
У стран ЕС есть опыт вмешательства для контроля над Суэцким каналом. В 1956 году Великобритания, Франция и Израиль организовали «тройственную интервенцию» для восстановления контроля над Суэцким каналом. Взять под контроль Суэц им не удалось из-за жесткого противодействия со стороны СССР и мягкого – США. И все же введенные в марте 1957 года миротворческие силы ООН 10 лет гарантировали свободу коммерческого судоходства через Суэцкий канал.
Великобритания и Франция ныне вновь заметны в регионе. Еще в 2010 году они сформировали систему привилегированного партнерства в военно-политической сфере. Франко-британский тандем организовал военную интервенцию в Ливии, активно боролся в СБ ООН за принятие жесткой резолюции по Сирии. По настоянию Парижа и Лондона Евросоюз летом 2013 года несколько раз выразил озабоченность ситуацией в Египте. В случае резкой дестабилизации в Египте Лондон и Париж могут озаботиться проблемой недопущения блокировки Суэцкого канала. Политика Британии и Франции становится все более наступательной. При этом они стараются найти в регионе надежных и, что очень важно, обладающих денежными ресурсами арабских партнеров. Об этом, в частности, свидетельствуют интенсивные контакты между Парижем и Дохой, Лондоном и Эр-Риядом.