Против дефолта выступают простые американцы и финансисты за рубежом. Фото Reuters
Официальное китайское агентство «Синьхуа» призвало найти замену доллару как мировой резервной валюте. Это необходимо для того, чтобы «международное сообщество не страдало постоянно от последствий внутриполитических потрясений в США». Пока политики из обеих партий курсируют между Белым домом и Капитолийским холмом, самое время задуматься о строительстве мира без американского доминирования.
С аналогичными предложениями китайские официальные лица выступали и пять лет назад, когда в США разразился банковский кризис. Тогда руководитель Центрального банка Китая Чжоу Сяочуань заявил, что нужно создать новую, «надгосударственную валюту», которая уменьшит роль национальных валют, в частности доллара.
Но, как отмечает New York Times, сжимая в гневе кулаки, Пекин все же продолжает полагаться на облигации американского казначейства. Китай не располагает альтернативным вариантом. Несмотря на попытки переориентировать экономику с экспорта на внутреннее потребление, Китай по-прежнему добывает на внешних рынках чрезмерное количество валюты, которую надо куда-то пристроить. При всем хаосе в Вашингтоне облигации США остаются более надежным по сравнению с другими объектом приложения капитала.
Так, например, долги, деноминированные в евро, пострадали от кризиса ЕС. По оценкам аналитиков, 60% инвалютных резервов Китая приходится на накопления в долларах.
Тем не менее, как говорит экономист Эдвин Трумен, бывший чиновник Министерства финансов США, балансирование на грани дефолта может обернуться ущербом долгосрочного характера для США. Даже если Китай будет продолжать покупать их облигации, он может предпочесть те, что созревают скорее. А это, в свою очередь, приведет к повышению долгосрочных процентных ставок в США, что ударит по покупателям домов и мелкому бизнесу.
Бюджетный тупик в Вашингтоне побуждает также китайцев углублять свои собственные рынки долга. Китай уже договорился с Европейским центральным банком (ЕЦБ) о свопах юаня на европейские валюты. По соглашению с ЕЦБ, подписанному в октябре, на свопы выделено 350 млрд. юаней (57 млрд. долл.). Такие соглашения означают, что центральные банки могут обмениваться валютой, а фирмы могут заключать торговые сделки в местной валюте, минуя доллар.
На руку Пекину и то, что за доступ на китайские рынки идет ожесточенная конкурентная борьба. Финансовые институты на Европейском континенте жаждет оставить позади лондонский Сити. И британское правительство готово оказать ему поддержку в этом состязании. Это наглядно продемонстрировала поездка в Поднебесную британского министра финансов Джорджа Осборна.
«Моя амбиция состоит в том, чтобы Лондон стал ведущим офшорным центром на Западе в торговле юанем», – заявил он. Еще в июне между Центральным банком Китая и Банком Англии было заключено соглашение о свопе 200 млрд. юаней на фунты. А во время только что закончившейся поездки Осборна Пекин дал согласие на то, чтобы Лондону первому из зарубежных финансовых центров было разрешено непосредственно инвестировать средства в ценные бумаги КНР.
Все эти события, как говорит Кеннет Рогофф, профессор Гарвардского университета, предвещают снижение статуса доллара. Но оно будет постепенным. Прецедентом тут может служить эрозия в течение нескольких десятилетий британского фунта стерлингов.