На улицах иных британских городов больше иммигрантов, чем коренных жителей. Фото Reuters
Власти Великобритании взбунтовались против одного из центральных направлений европейской интеграции – свободы перемещения рабочей силы в рамках сообщества. Они считают, что неограниченный въезд граждан других стран ЕС в Соединенное Королевство стал тяжелым бременем для его социальных служб. Предлагается впредь ограничить право иммигрантов получать бесплатные медицинские услуги и пособия по безработице. Однако руководство ЕС считает такой подход покушением на основополагающие принципы осоюза.Непосредственный повод для острой полемики дало приближение важной даты в процессе европейской интеграции: с 1 января граждане Румынии и Болгарии как членов ЕС получают право на свободный въезд в Великобританию в целях трудоустройства. Другой повод – доклад Еврокомиссии по проблеме трудовой миграции, в котором приводится ряд данных по Великобритании.
Из приведенных в докладе сведений особое внимание британских властей привлекла названная в нем цифра неработающих мигрантов из стран ЕС: 611 779 человек. Как считает премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, подобные данные говорят о том, что слишком много приезжих из стран ЕС живут за счет британских социальных программ, не платя налогов и сборов. В заявлении на эту тему, которое сделал пресс-секретарь премьера, говорится о необходимости ввести ограничения на устройство граждан стран ЕС на жительство в Великобритании. Популярный мэр Лондона Борис Джонсон, которого считают будущим лидером Консервативной партии, предлагает дать мигрантам «подольше ждать», когда их допустят к программам социальных льгот.
Подобные выводы из доклада, который еще предстоит официально предать гласности, оспаривают в Брюсселе. Как заявил в понедельник Джонатан Тодд, пресс-секретарь автора доклада еврокомиссара по вопросам занятости Ласло Андора, британские власти в действительности сами «не смогли привести факты систематических или широко распространенных злоупотреблений системой» социального благосостояния в Великобритании; «наоборот, граждане ЕС больше дают, чем берут» в плане социального благосостояния Великобритании. Они платят больше налогов и делают больше взносов в систему социального страхования, чем получают от нее».
В докладе и материалах СМИ приводятся уточняющие данные по проблеме мигрантов в Великобритании. Оказывается, в число неработающих мигрантов включены не столько безработные, сколько дети старших возрастов, студенты и пенсионеры. В целом же доля работающих среди мигрантов выше, чем среди населения Великобритании в целом. А пенсионное и медицинское обеспечение мигрантов ниже. Попутно раскрываются причины жесткости в высказываниях представителей британской власти. Оказывается, население Англии и Уэльса, двух важнейших регионов страны, в период с 2001 по 2011 год выросло на 3,7 млн. человек, причем 2,1 млн. – это иммигранты. По данным опросов общественного мнения, в настоящее время 67% жителей страны считают, что Великобритания «перенаселена» и надо принять решительные меры по ограничению въезда в страну иммигрантов. Опросы также показали, что 52% избирателей на выборах проголосуют за ту партию, которая пообещает значительно сократить иммиграцию.
Эти данные позволяют понять мотивы, которыми руководствуются Дэвид Кэмерон и его правительство. Они хотят, чтобы на очередных парламентских выборах избиратели проголосовали за консерваторов.
Отвечая Брюсселю, пресс-секретарь Кэмерона с вызовом заявил: «Еврокомиссия не отвечает за нашу политику в области иммиграции. Британское правительство и я можем сказать, что оно делает». А правительство уже действует. Министр по вопросам труда и пенсий Айэн Данкен-Смит разрабатываетпланы ужесточения правил приема трудовых мигрантов.