Фото Reuters
Если член КПК подозревается в преступлении, то до передачи правоохранителям им занимается партийная комиссия. Так и случилось с Юй Ции, главным инженером госкомпании. До суда дело не дошло. Во время допроса специалиста опускали лицом в воду, и он умер. Этот случай получил огласку. Шестерым следователям дали тюремные сроки. Но их начальники не понесли наказания.Шесть кадровых работников Коммунистической партии Китая получили различные сроки тюремного заключения – от четырех до 14 лет. Они были осуждены за то, что запытали до смерти своего товарища по партии. Официальные медиа об этом приговоре не сообщали. Но адвокат семьи погибшего подтвердил Би-би-си, что приговор, действительно вынесен. Как полагают аналитики, это дело проливает свет на темную сторону кампании борьбы с коррупцией в КНР.
Смерть Юй Ции, главного инженера государственной компании в городе Вэньчжоу (Восточный Китай), наступила 9 апреля. Его допрашивали не полицейские, а члены главного контрольного органа партии – Центральной комиссии по проверке дисциплины. Во время допроса подозреваемого несколько раз окунали головой в воду, говорилось на суде. Характерно, что к такому же приему с согласия Белого дома прибегали после теракта 11 сентября 2001 года разведслужбы США во время допросов лиц, причастных к «Аль-Каиде».
Пу Чжицян, адвокат погибшего, сказал, что членам комиссии редко выносят столь суровые приговоры. Они должны послужить предостережением кадрам, чтобы они не превышали полномочий, когда имеют дело с дисциплинарными проступками. Подозреваемого лишали сна и били. По-китайски процедура называется «шуангуй» – двойное регулирование. Предполагается, что в результате обвиняемый сделает признание.
Шесть чиновников подали апелляцию. В документе указывается, что они действовали в соответствии с указаниями сверху. Вдова умершего говорит, что чиновников более высокого уровня к ответу не привлекли. Это несправедливо. До ареста Юй Ции был крепкого здоровья. А после 38 дней в заключении он чрезвычайно похудел. На его теле было много следов избиения.
Трагедия в городе Вэньчжоу показала, что широко рекламируемая кампания против коррупции часто ведется методами, находящимися за пределами закона. Удивляться не приходится. Комиссия по дисциплинарной инспекции, правда, под другим названием, была создана Компартией еще в 1927 году. С ее помощью руководство разоблачало «врагов» в партийных верхах. После того как коммунисты пришли в 1949 году к власти, они стали использовать эту структуру для борьбы с уклонами среди кадровых работников.
С началом экономических реформ в 80-х годах КПК усилила роль комиссии. Ее отделения создавались даже на уровне поселка городского типа. Ведь обогащаться стало не только не зазорно, но почетно. А значит, расцвела и коррупция. По данным американского журнала Foreign Policy, примерно половина всех расследований ведется на основе сигналов снизу и обращений граждан в комиссию, порой анонимных. Обвиняемого обычно помещают в секретное место заключения, чтобы он не мог использовать связи для давления на следствие. Секретность также нужна, чтобы не наносить ущерб имиджу партии.
Согласно сообщениям официальной прессы, с 1999 по 2009 год суды приговорили более 100 высокопоставленных чиновников после разбирательств в комиссии. Восемь из них были казнены, а 20 получили смертные приговоры с отсрочкой исполнения или были приговорены к пожизненному заключению. Некоторые, в частности заместитель мэра Пекина, совершили самоубийство или умерли при неясных обстоятельствах до того, как их арестовали.