Фото Reuters
Малайзийский апелляционный суд постановил, что только мусульмане вправе использовать слово «аллах», и тем самым изъял его из употребления другими конфессиями, что было принято в стране. Это решение мотивируется тем, что использование этого термина немусульманами может вызвать смешанные чувства среди мусульман и спровоцировать общественные беспорядки.Апелляционный суд фактически пересмотрел занятую ранее позицию. В 2009 году было принято судебное решение, разрешающее использование слова «аллах» немусульманами. Оно базировалось на том факте, что взятое из арабского языка слово «аллах» для обозначения бога закрепилось в малайском языке, легко прибегающем к заимствованиям иностранных слов раньше, чем ислам в малайском обществе. Оно, в частности, используется в службах в христианских церквах. Поскольку обе религии следуют единобожию, особых споров по этому поводу среди большинства верующих это не вызывало, против высказывалась лишь небольшая часть мусульман, стоящих на крайних позициях. Как заявил верховный судья Мохамед Апанди Али, «использование слова «аллах» не является неотъемлемой частью христианской веры. Его употребление может вызвать противоречия в обществе».
Как отмечает Би-би-си, в декабре 2009 года, когда суд высказался в пользу использования термина «аллах» немусульманами, в Малайзии прокатилась волна беспорядков. Тогда были атакованы и подожжены десятки церквей, а также несколько мечетей. Волнения показали остроту вопросов веры и этнической принадлежности в обществе. Тогда с иском к властям обратилась католическая газета Herald. Суд первой инстанции принял ее сторону, но правительство начало процесс обжалования.
Издатель Herald священник Лоуренс Эндрю назвал решение апелляционного суда «шагом назад в развитии законодательства, касающегося фундаментальных свобод религиозных меньшинств». По сообщению Би-би-си, некоторые малайцы убеждены, что правящая партия «Объединенная малайская национальная организация» пытается использовать прецедент для повышения своего рейтинга среди мусульман, составляющих две трети населения страны.
Как заявил «НГ» российский эксперт по политическому исламу Георгий Энгельгард, решение малайского суда ограничить использование слова «аллах» немусульманами не отражает сколько-нибудь широкой международной тенденции. Оно явно носит политический характер, привязанный к местным условиям. По мнению эксперта, суд действовал в духе идеологии отца малайзийской модернизации экс-премьера Махатхира Мохамада, который стремился совместить развитие страны с ее исламизацией. Его подход можно назвать своего рода технократической исламизацией.