Оппозиционер Абдулла Абдулла идет на выборы с этнически, политически и религиозно разноплановой командой. Фото Reuters
Абдулла уже заявил, что «распахнет двери для переговоров всей оппозиции, включая ту, что сражается против нас», имея в виду «Талибан». Действующие власти кандидат раскритиковал за «коррупцию, несправедливость и отсутствие верховенства закона». «Если ситуация с безопасностью не превратит Афганистан в государство-банкрот, то есть все шансы, что это сделает повсеместная коррупция», – подчеркнул он, отметив, что для борьбы со взяточничеством, без которого в Афганистане нельзя оформить никаких документов и даже зарегистрировать машину, необходима политическая воля. По словам Абдуллы, разрыв между народом и правительством обращают себе на пользу враги Афганистана.
В кандидаты на пост вице-президента при Абдулле, который выдвинут возглавляемой им Национальной коалиционной партией Афганистана, зарегистрирован Мохаммад Хан, заместитель председателя легального крыла влиятельной Исламской партии Афганистана (ИПА), основанной в 1975 году известным пуштунским полевым командиром Гульбеддином Хекматияром (военизированное крыло ИПА – союзник «Талибана» в войне c афганскими властями). Вторым вице-президентом назван Мохаммад Мохакек. Он тоже бывший полевой командир, лидер этнических хазарейцев. В команду Абдуллы вошли губернатор провинции Балх Атта Мохаммад Нур, главный мирный переговорщик Афганистана и лидер партии «Исламское общество» Салахуддин Раббани (сын погибшего в теракте экс-президента Бурхануддина Раббани), а также министр экономики и глава ИПА Абдул Хади Аргандивал.
По сообщениям из Кабула, Абдуллу поддерживает и министр энергетики и водных ресурсов Исмаил Хан. Пресса отмечает, что кандидат пользуется симпатиями западных дипломатов и получил благословение вице-президента Афганистана маршала Мохаммада Касима Фахима. «Он (Абдулла. – «НГ») верит в национальное единство, в строительство Афганистана и в приумножение благосостояния афганского народа, – сказал экс-спикер парламента Юнус Кануни, один из сторонников Абдуллы. – Он создает этнически, политически и религиозно разноплановую команду. Я уверен в его победе».
Как подчеркнул в интервью «НГ» директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар, в стране до сих пор очень большую роль играет этнический фактор. Абдуллу считают таджиком (хотя он таджик только по матери, а по отцу пуштун), он ассоциируется с таджикской элитой, имеет соответствующую программу. Вместе с тем ему удалось собрать неплохую команду, на пост своего вице-президента он предлагает пуштуна. Это усиливает его позиции, хотя и не обязательно обеспечит ему победу. Предсказать ему какой-то успех пока трудно. Политический процесс в Афганистане развивается активно. Если рассмотреть закулисные переговоры минувших двух недель, можно отметить, что несколько альянсов распалось и образовалось несколько новых.
Ожидается, что в ближайшие дни, до воскресного дедлайна, свои кандидатуры на президентские выборы 5 апреля 2014 года зарегистрируют и несколько других заметных политиков. Среди них – брат Карзая Каюм (Хамиду Карзаю выдвигаться на третий срок запрещает Конституция), министр иностранных дел Афганистана Залмай Расул, бывший близкий к «Аль-Каиде» полевой командир Абдул Расул Сайяф, экс-министр обороны генерал Абдул Рахим Вардак, бывший министр финансов Ашраф Гани. Пока твердо о намерении баллотироваться заявил только последний (на выборах 2009 года Гани занял четвертое место). Эти назначения еще могут преподнести сюрпризы. Так, есть информация, что Исмаил Хан согласился перейти в команду Сайяфа, который пообещал ему пост вице-президента.
Касаясь вопроса о том, какого из кандидатов поддержит Хамид Карзай, Нессар отметил: «Давайте вспомним последний саммит ШОС в Бишкеке. Там президент Карзай сказал Владимиру Путину во время переговоров, что один из вероятных кандидатов сидит рядом с ним. После этого утвердилось мнение, что речь идет о Залмае Расуле. Он устроит и западную элиту, и региональных игроков. Но я не думаю, что Расул станет единственным человеком, на которого Карзай сделает ставку. Скорее всего у президента будет еще один вариант. Таким образом он получит две сильных кандидатуры, а окончательное решение примет ближе к дате голосования. Карзай очень внимательно присматривается к российской системе выборов. Так, когда на президентский пост баллотировался Дмитрий Медведев, были предпосылки, что Сергей Иванов тоже будет выдвинут, и интрига сохранилась до последнего момента. Мне кажется, Карзай попытается это скопировать – предложить умеренного и более радикального кандидата, что позволит ему не только маневрировать, но и торговаться с американцами, с которыми сейчас у Кабула сложные отношения».