Сергей Лавров предупредил сирийскую оппозицию об ответственности за выполнение резолюции. Фото Reuters
Принятие резолюции СБ ООН по химическому оружию в Сирии открывает возможности для оживления усилий по политическому урегулированию в стране. Для этого ориентировочно в середине ноября будет созвана международная мирная конференция Женева-2. Однако состав ее участников со стороны крайне раздробленной и разношерстной сирийской оппозиции вызывает большой вопрос.Поздно вечером в пятницу Совет Безопасности ООН на экстренном заседании единогласно проголосовал по резолюции, требующей от Сирии передать запасы химического оружия под контроль международного сообщества для уничтожения. Выступая на заседании после голосования, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров особо подчеркнул, что резолюция не допускает какого-либо автоматизма в применении силы.
«В ней подтверждена договоренность, которая была достигнута на российско-американской встрече в Женеве о том, что нарушения ее требований, равно как и применение химического оружия кем бы то ни было, должны становиться предметом тщательного рассмотрения в Совете Безопасности ООН, который будет готов принимать действия по главе VII Устава. Разумеется, действия, соразмерные тяжести нарушений, которые должны быть стопроцентно доказаны», – сказал он. При этом, по словам министра, ответственность за выполнение резолюции лежит не только на правительстве Сирии. «В соответствии с требованиями Совета Безопасности сотрудничать с международными экспертами обязана и сирийская оппозиция», – пояснил Лавров.
На плечи спецпредставителя ООН по Сирии Лахдара Брахими (в центре) возложена подготовка Женевы-2. Фото автора |
Готовность участвовать в Женеве-2 выразил постоянный представитель Сирии при ООН Башар Джаафари. Оказывается, сирийское правительство уже передало в Совбез список делегатов, которых оно готово направить на мирные переговоры. Лавров выразил надежду на участие в переговорах представителей сирийской оппозиции: «Рассчитываем, что все более разрозненные отряды сирийской оппозиции наконец смогут, как это давно сделало правительство Сирии, заявить о готовности участвовать в международной конференции без предварительных условий».
Он также призвал спонсоров оппозиционеров оказать на них необходимое воздействие. В ответ министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус сообщил, что Национальная коалиция сирийских оппозиционных и революционных сил (НКСОР) тоже готова отправить делегацию в Женеву. Такой вывод он сделал после переговоров в Нью-Йорке с главой НКСОР Ахмадом Джарбой. В свою очередь, Пан Ги Мун призвал Джарбу обратиться к другим оппозиционным группировкам и договориться о единой делегации на Женеве-2.
Однако достичь согласия в стане сирийской оппозиции будет крайне сложно. На днях некоторые исламистские группировки, входящие в состав Сирийской свободной армии (ССА), отказались признавать базирующуюся за рубежом НКСОР в качестве своего представителя. Кроме того, набирает обороты противоборство между формированиями ССА и подразделениями «Аль-Каиды». Последние – наиболее боеспособные отряды оппозиции, в составе которых немало радикалов, съехавшихся со всего мира. «Преследуемые ими цели не имеют ничего общего с демократией, основаны на нетерпимости, направлены на разрушение светских государств, создание халифатов», – уточнил Лавров, выступая с трибуны Генассамблеи.
По данным источника «НГ» в сирийской делегации на Генассамблее, орудующая на севере страны группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» заявила о прекращении перемирия с формированием ССА «Лива Асыфат Аш-Шималь» (ЛАШ). Ему предъявлен целый набор обвинений, в том числе сотрудничество с американскими и германскими спецслужбами, «теплый прием» американского сенатора Джона Маккейна, посетившего недавно север Сирии, присвоение гуманитарных пожертвований и даже помощь правительственным войскам в ходе одного из боевых эпизодов. В результате бригада ЛАШ, претендующая на роль арбитра в столкновениях между «светскими» отрядами и отпетыми радикалами, стремительно теряет свои позиции в северных провинциях Сирии.
В общем, спецпредставителю ООН и Лиги арабских государств Лахдару Брахими предстоит приложить максимум усилий, чтобы обеспечить такой формат представительности оппозиции, который на Женеве-2 будет способен выражать подходы максимально широкого спектра политических сил. Судя по атмосфере в штаб-квартире ООН, мировое сообщество надеется на продуктивный диалог оппозиции с правительством Сирии в интересах достижения национального согласия. Да и в своей речи в Нью-Йорке президент США Барак Обама намекнул, что мог бы снять возражения на участие в конференции Ирана. А это большой для Америки сдвиг. Он может означать не только шанс для будущих договоренностей по Сирии, но и новую мировую политику на всем Ближнем Востоке.
Нью-Йорк–Москва