Иранский президент Хасан Рухани обращается к 68-ой Генеральной Ассамблее ООН. Нью-Йорк 24 сентября 2013. Фото Reuters
На стартовавшей во вторник в Нью-Йорке общеполитической дискуссии в рамках 68-й сессии Генассамблеи ООН в центре внимания оказалась проблема переговоров по ядерной программе Ирана. Президент США Барак Обама и иранский президент Хасан Рухани выразили желание добиться договоренности по ядерной проблеме. Перед этим новый иранский лидер в интервью телеканалу CNN впервые публично осудил уничтожение нацистами евреев как преступление против человечности. Как известно, его предшественник Махмуд Ахмадинежад отрицал сам факт Холокоста.Для ньюйоркцев, проживающих или работающих на Манхэттене, наступила самая беспокойная неделя года. Многие улицы в районе штаб-квартиры ООН и фешенебельных отелей перекрыты, по Ист-Ривер курсируют катера с пулеметами, в небе барражируют вертолеты. Истребители перехватывают самолеты, нарушившие ограничение полетов над городом, запрет установлен на время проведения общеполитической дискуссии.
В общеполитической дискуссии выступают 32 главы государств и правительств. По традиции первой взяла слово глава Бразилии. Речь Дилмы Руссефф была весьма критичной в отношении страны – хозяйки сессии ГА. Со свойственной ей прямотой она подвергла резкой критике американскую администрацию за шпионаж в отношении многих государств, включая Бразилию – ее руководство, частные и государственные компании и рядовые жители стали объектом прослушивания и перехвата со стороны спецслужб США. «Подобное вмешательство является нарушением международного права, – заявила Руссефф. – Киберпространство не может использоваться в качестве орудия войны при помощи шпионажа». Руссефф предложила мировому сообществу «установить многосторонние гражданские рамки для обеспечения гарантий того, что сведения, передающиеся через Интернет, не станут достоянием спецслужб».
Выступивший следом Обама не стал отвечать на эти обвинения и сделал упор на разъяснения американской позиции по региональным проблемам. Он дал понять: если где-то, в том числе в странах Ближнего Востока и Северной Африки, под угрозу будут поставлены американские интересы, то Вашингтон будет отстаивать их в опоре на все элементы силы, включая военную. Касаясь Сирии, он сослался на доклад инспекторов ООН и заявил, что 21 августа президент Сирии Башар Асад использовал химическое оружие. «Предположить, что кто-то другой, а не режим Асада произвел эту химическую атаку, – это оскорбление человеческой логики и легитимности этой международной организации», – сказал президент США, имея в виду ООН.
Барак Обама считает невозможным возвращение к довоенному положению дел в Сирии. «России и Ирану пора понять – если они будут настаивать на продолжении правления Асада, это приведет именно к тому, чего они сами так опасаются: созданию пространства для экстремистов, в котором те смогут все более свободно действовать». Он предупредил, что, если Совбез не сможет принять жесткую резолюцию по Сирии, это станет свидетельством того, что ООН не способна обеспечивать выполнение международных законов. Его французский коллега Франсуа Олланд в речи на Генассамблее тоже подчеркнул, что готовящаяся резолюция должна приниматься с учетом главы VII Устава ООН, допускающей применение силы в таких ситуациях.
Барак Обама затронул в своей речи и тему исключительности Соединенных Штатов, о которой он высказывался ранее. Его пояснения фактически явились ответом на критическое замечание президента России Владимира Путина в статье, помещенной в газете New York Times. По словам президента США, исключительность Америки сводится к тому, что она «заботится не только о собственных интересах, но и о чаяниях всех народов». Американский президент высказался за активизацию переговоров с Ираном по его ядерной программе. Он сказал, что поручил госсекретарю США Джону Керри вплотную заняться этой проблемой.
Иранский лидер в своей речи ответил на призывы к переговорам, прозвучавшие с трибуны Генассамблеи, в том числе в выступлении Обамы. Рухани заверил международное сообщество, что его страна готова к переговорам по ядерной программе. Ирану следует позволить развивать ядерную энергию в мирных целях, поскольку он не намерен обладать смертоносным оружием. По мнению Рухани, необходимо создать форум для обсуждения разногласий между Тегераном и Вашингтоном, а президент США не должен прислушиваться к советникам, настаивающим на военном разрешении разногласий. Президент Ирана завершил речь призывом к созданию проекта ООН под названием «Мир без насилия».
Накануне в прессе ходили упорные слухи о возможной встрече Рухани и Обамы на полях Генассамблеи, однако этого не произошло. Представитель администрации США сообщил, что организация такого рандеву оказалась слишком сложной, «учитывая динамику событий у них дома». Это намек на сложные отношения между президентом и верховным лидером Ирана аятоллой Хаменеи. Зато в Нью-Йорке Рухани пожал руку президенту Франции Франсуа Олланду, который в очередной раз потребовал от Тегерана конкретных шагов, доказывающих, что он не заинтересован в разработке ядерного оружия.
До выступления на Генассамблее Рухани дал интервью американскому телеканалу CNN. В нем он дал разъяснения, касающиеся его взглядов, в том числе и на вопрос о Холокосте. По словам президента Ирана, Холокост является «преступлением против человечности». Это является признанием факта геноцида евреев. «Любое преступление, совершенное в истории против человечности, включая преступления нацистов против евреев, достойно порицания и осуждения», – сказал он. «Мы осуждаем все преступные действия, совершенные ими против евреев. Лишать людей жизни недопустимо. И не имеет значения, было это в жизни христиан, евреев или мусульман. Для нас это имеет одинаковое значение», – заявил иранский президент. Как известно, предшественник Рухани на посту президента Ирана Махмуд Ахмадинежад систематически, в том числе и с трибуны ООН, отрицал сам факт Холокоста.
Нью-Йорк