В ядерном научно-исследовательском центре в Йонбёне, видимо, возобновлено получение плутония. Фото Reuters
Северокорейские ученые освоили производство ключевых компонентов газовых центрифуг, невзирая на многолетние санкции, призванные не допустить проникновения в страну ядерных технологий. Об этом свидетельствует доклад американских аналитиков, которые представят его сегодня на конференции в Азиатском институте политических исследований в Сеуле. Такое развитие событий подрывает международную стратегию экспортного контроля. Помимо признаков прогресса в урановой программе, поступают сообщения о возобновлении производства в КНДР плутония и об испытании двигателя для ракет дальнего радиуса действия, имевшем место в августе.Пхеньян близок к освоению полного цикла обогащения урана или имитирует эти достижения, чтобы добиться возобновления переговоров либо экономической помощи. По крайней мере есть основания полагать, что Северная Корея, несмотря на запрет экспорта в эту страну усовершенствованных деталей и некоторых металлов, освоила технически сложные центрифуги. «К сожалению, это означает, что мы больше не сможем выявлять расширение программы КНДР через закупки за рубежом, а политика, основанная на экспортном контроле, санкциях и запретах, потеряет смысл», – сказал New York Times один из представивших новые данные аналитиков из США Джошуа Поллак. Отныне проверить количество и местоположение центрифуг будет невозможно.
Американские эксперты делали выводы на основании данных научных журналов, а также новостных и пропагандистских сообщений. Установлено, что Пхеньян, начав разработки не позднее 2009 года, научился производить гексафторид урана, вакуумные насосы, преобразователи частоты, магнитные подшипники и мартенситно-стареющую сталь. Эти компоненты являются ключевыми для создания газовых центрифуг, особенно высокопрочная мартенситно-стареющая сталь, которая используется в трубчатом роторе – одной из самых сложных деталей. Результаты доклада подтвердили специалисты Корейского ведущего научно-технического института, в целом с ними согласен и профессор Стенфордского университета Зигфрид Хекер.
Еще в 2010 году северокорейские чиновники показывали Хекеру завод в Йонебёне с 2 тыс. газовых центрифуг для обогащения урана. И вот в прошлом месяце спутниковые снимки дали основания заключить, что размер здания, вмещавшего этот завод, был увеличен в два раза. Вместе с тем экспертные данные показывают, что, сделав приоритетом обогащение урана, Пхеньян не отказался и от программы по производству плутония. КНДР, похоже, исполняет свою апрельскую угрозу модернизировать и заново запустить ядерный реактор в Йонбёне. Доказательство этому – снимки из космоса, сделанные в текущем месяце, на которых видно, что над объектом поднимается пар, а значит, система его охлаждения восстановлена, получение плутония возобновлено.
В 2011 году крупнейшая южнокорейская газета «Чосон Ильбо» сообщила со ссылкой на анонимного перебежчика, что КНДР строит центрифуги в Хыйчхоне – городе к северо-востоку от Йонбёна. По его словам, моторы для центрифуг были импортированы из Японии, Франции и России. Теперь благодаря выводам Поллака и его коллеги Скотта Кемпа можно считать, что такой импорт стране больше не потребуется. Эксперты в том числе ссылаются на фотографии, где Ким Чен Ир вместе со своим сыном и нынешним северокорейским лидером Ким Чен Ыном посещает подземные тоннели с усовершенствованным оборудованием для создания ротора центрифуги, а также на публикации о железо- и сталелитейной промышленности КНДР, научные доклады и патенты.
Новые данные лишь усложнят диалог КНДР с переговорщиками – США, РФ, КНР, Японией и Южной Кореей. Правда, глава МИД КНР Ван И в пятницу заявил, что КНДР готова постепенно свернуть ядерные программы и наложить мораторий на испытания в обмен на экономическую и продовольственную помощь из-за рубежа. Однако на Западе этот жест в свете открывшихся сведений скорее всего посчитают уловкой и в любом случае будут требовать от КНДР более жестких гарантий, ведь спрятать центрифуги гораздо легче, чем хорошо заметные плутониевые реакторы.
Подливает масла в огонь и недавнее испытание двигателя для ракеты дальнего радиуса действия. Согласно снимкам из космоса, полученным Американо-корейским институтом при университете Джонса Хопкинса, двигатель был протестирован на западном испытательном полигоне Сохэ с 20 по 25 августа. Он предназначался для второй ступени ракеты-носителя «Ынха-3», прошедшей успешные испытания 12 декабря 2012 года, либо для второй или третьей ступени межконтинентальный ракеты «КНДР», находящейся на стадии разработки.