Американский конвертоплан барражирует над жилыми кварталами острова Окинава. Фото Reuters
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ призвал изменить Конституцию. Это позволит усилить армию и воевать на стороне Америки в любом районе мира. В Китае и КНДР такой шаг считают симптомом возрождения милитаризма. Но Россия, как подчеркивает эксперт, официально не считает Японию потенциальным противником.Выступая в Токио перед консультативным комитетом по вопросам оборонного законодательства, глава японского правительства Синдзо Абэ призвал изменить толкование Конституции страны, которая ограничивает возможность применения вооруженных сил. Ожидают, что благодаря этому уже в ноябре нынешнего года Токио получит возможность применять военную силу в порядке «коллективной самообороны».
Но что имеется в виду под «коллективной самообороной»? Фактически Абэ хочет укрепить военную мощь страны. Для этого нужно пересмотреть Конституцию, которая отвергает любое применение силы, кроме как для прямой защиты государства.
Однако ревизия Конституции вызывает споры, и для этого потребуются годы, отмечает газета Wall Street Journal. Поэтому премьер сосредоточил усилия на том, чтобы добиться новой официальной интерпретации Конституции. Конкретно имеется в виду отмена запрета на помощь союзникам, которые подвергаются нападению.
Глава кабинета утверждает, что изменения необходимы срочно: ведь международная ситуация в Азии осложняется. При этом японские политики обычно указывают на быстрое перевооружение Китая и угрозы ядерного удара со стороны Северной Кореи.
В беседе с «НГ» руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов отметил, что подоплекой курса Абэ служит стремление укрепить военный союз с США. Из японо-американского договора безопасности вытекает, что от «агрессии малого масштаба Япония должна защищать себя сама. А от крупной агрессии ее должны защищать США. Но Япония не может прийти на помощь Америке, если кто-то на нее нападет. Максимум, что было позволено ей, – это послать корабли для тыловой поддержки американских кораблей в Индийском океане, принимавших участие в операции в Афганистане. Абэ хочет превратить Японию в нормальную страну с нормальной армией. То есть расширить сферу ее деятельности так, чтобы она могла приходить на помощь США во всех районах мира».
США без восторга относятся к перспективе превращения Японии в военную державу. Для них Япония важна как подчиненный союзник, предоставляющий базы. Они служат опорой для сдерживания Китая, контроля над Корейским полуостровом и даже для операций на Ближнем Востоке. По словам Кистанова, американцы полагают, что их военное присутствие в Японии служит пробкой, которая сдерживает в бутылке джинна японского милитаризма.
«Естественно, в российских структурах безопасности отслеживают наращивание военной мощи Японии. Но у нас в отличие от Пекина и Пхеньяна не говорят о ремилитаризации страны. На официальном уровне по этому поводу Москва никакого беспокойства не высказывает», – заключил эксперт.
В связи с обострением японо-китайского конфликта из-за островов Сенкаку (Дяоюйдао) Вашингтон ведет двойную игру. Госдепартамент призывает союзника к осторожности. Но генералы высказываются иначе. Командующий американской морской пехотой на Окинаве Джон Уисслер заявил вчера, что в случае необходимости американские конвертопланы Osprey могут быть переброшены на спорные острова.