Нарендра Моди стал популярной фигурой во всей Индии.
Фото Reuters
Основная оппозиционная партия Индии «Бхаратия Джаната» (БД) выдвинула своим кандидатом на пост главы правительства страны 62-летнего Нарендру Моди. Это, как признают даже приверженцы партии, рискованный шаг. Прежний лидер БД престарелый Лал Кришнан Адвани отказался поддержать выдвиженца.
Но за Моди стоит немало молодых энергичных предпринимателей, которые недовольны засильем бюрократии и коррупцией. Они говорят, что, будучи главным министром штата Гуджарат, этот политик сумел привлечь иностранные инвестиции и добился внушительных темпов экономического роста. В то же время политический багаж претендента, мягко выражаясь, отнюдь не безупречен. Оппоненты обвиняют Моди в том, что в 2002 году, когда в Гуджарате начались погромы мусульман, он мало что сделал, чтобы пресечь кровопролитие.
Провозглашение Моди кандидатом практически означает начало предвыборной кампании на парламентских выборах, которые состоятся скорее всего в апреле или мае 2014 года. Моди поведет свое войско в бой против правящей партии «Индийский национальный конгресс» (ИНК), которая стоит у власти восемь лет. ИНК, партия Джавахарлала Неру и Индиры Ганди, сейчас находится не в лучшей форме. Премьер-министру Манмохан Сингху, человеку безупречной репутации и экономисту мирового класса, 80 лет. Трудно ожидать, что он снова взвалит на себя бразды правления огромной страной, особенно в тот момент, когда темпы роста экономики резко замедлились.
Потенциальным лидером ИНК, который способен зажечь воображение избирателей, мог бы стать Рахул Ганди, внук убитой охранниками премьер-министра Индиры Ганди. Но Рахул не занимал ни одного министерского поста и, следовательно, не имеет опыта государственного управления. Как оратор большого впечатления на публику не произвел. Впрочем, и сам он не сказал ясно, желает ли стать главой правительства.
За годы правления ИНК неоднократно вспыхивали коррупционные скандалы. Один из министров даже сел за решетку. Это, казалось бы, дает БДП верный шанс на успех. Тем более что ее новый лидер обещал избирателям покончить с косностью чиновничьего аппарата, выдвинул лозунг «Новое мышление, новая надежда». Но, как полагают индийские политики, фигура Моди может расколоть электорат этой партии и отпугнуть потенциальных союзников.
Так, Рамвилас Пасван, лидер региональной партии, влиятельной на северо-востоке страны, говорит, что выдвижение Моди – дело рук воинствующих индусских националистов. Умеренные элементы были против него. Те партии, которые частично опираются на электорат из числа мусульман, не станут вступать в коалицию с БД. Поэтому, по словам Пасвана, у нее «нет никаких перспектив прийти к власти».
Как ни странно это звучит, но внутриполитические баталии в Индии затронули ее отношения с США. Дело в том, что Вашингтон, привыкший поучать других нормам поведения, в 2005 году отказал Моди во въездной визе. Основанием для отказа послужило то, что он нарушил свободу религий во время бунтов. Газета New York Times пишет, что в результате этого решения Моди оказался в одной компании с покойным президентом Сербии Слободаном Милошевичем и индонезийским генералом, которого подозревают в пытках.
Индийские комментаторы в связи с этим задаются вопросом: если Моди станет все же премьером, он останется для американцев невъездным? Госдепартамент США на сей счет дал поистине соломонов комментарий. Если лидер БД снова обратится за визой, его просьба, как и любого другого заявителя, будет рассмотрена. Хитроумные ходы американской дипломатии могут принести Моди политические дивиденды во время предвыборной кампании.