Джанет Йеллен – основной кандидат на пост главы ФРС США – пользуется поддержкой рынков и Сената. Фото Reuters
Лоуренс Саммерс, главный кандидат на пост председателя Федеральной резервной системы (ФРС) США – американского Центробанка, добровольно выбыл из гонки. Он решил избавить президента Барака Обаму от ожесточенной борьбы с Конгрессом, которой не удалось бы избежать в случае его выдвижения. Дело в том, что против Саммерса восстало либеральное крыло Демократической партии, знающее его как «ястреба» и противника экономических стимулов. Рынки полны оптимизма и ждут назначения на должность главы ФРС ее вице-председателя Джанет Йеллен – последовательницы мягкой политики.31 января истекает срок службы нынешнего председателя ФРС Бена Бернанке, отработавшего на этом посту восемь лет. Вопрос о его преемнике казался практически решенным. Им должен был стать экс-министр финансов и бывший директор Национального экономического совета США Лоуренс Саммерс, помогавший Обаме пережить кризисные времена и рецессию. Как утверждает Washington Post, никто так не влиял на решения президента в начале его первого срока, как Саммерс и министр финансов первой администрации Обамы Тимоти Гайтнер.
И вот в воскресенье Саммерс позвонил президенту и сказал, что снимает свою кандидатуру. Обама принял это заявление, хотя, высоко оценив заслуги своего друга, обещал продолжить с ним консультироваться. Такой неожиданный поворот событий стал результатом суммы обид на Саммерса, накопленных либеральным крылом Демократической партии, группами по защите прав женщин и другими лоббистскими организациями. С одной стороны, его недолюбливали за то, что при Билле Клинтоне он поддержал частичное снятие госрегулирования с банковского сектора. Его даже прозвали символом всех провалов политики финансовой дерегуляции, приведшей к экономическому кризису 2008 года. С другой стороны, будучи президентом Гарвардского университета, он позволил себе скользкие высказывания по поводу пригодности женщин к занятиям математикой и естественными науками с особым акцентом на «врожденные гендерные различия».
В итоге, как сообщил источник, близкий к Белому дому, Саммерс добровольно отказался от борьбы, которая потребовала бы от Обамы употребить все политическое влияние. Ожесточенные споры по вопросу о военном ударе по Сирии послужили последним тревожным звонком. Президенту так и не удалось сплотить собственную партию вокруг своей инициативы. И Саммерс понял, что, возможно, не добьется одобрения Сената, пусть он и контролируется демократами (ожидалось, что три или четыре из 12 демократов в составе сенатского банковского комитета проголосовали бы против его кандидатуры). «Ясно, что Обама не смог добиться поддержки своих собственных наиболее энергичных сторонников по вопросу национальной безопасности, – рассказал New York Times один из источников. – Как он хотел бы мобилизовать их по вопросу о Ларри?» Таким образом, президент еще раз уступил Конгрессу, даже не дав боя. Ранее он потерпел поражение по законопроекту о контроле над оружием и увяз с иммиграционной реформой и делами бюджета.
Кто же теперь, вероятнее всего, займет пост главы Федрезерва? Без сомнения, это будет одно из самых важных решений президента США в области экономической политики за весь второй срок. От ФРС прямо зависят такие вопросы, как ускорение экономического роста, сокращение безработицы, госконтроль над финансами. Помимо Саммерса, назывались кандидатуры Джанет Йеллен и ее предшественника на посту вице-председателя ФРС, старшего научного сотрудника Брукингского института Дональда Кона. Йеллен имеет широкую поддержку демократов и независимых экономистов, но Обама плохо знает ее и может побояться сделать такое назначение. Кон лучше знаком с советниками президента, он взаимодействовал с ними в период финансового кризиса, однако его, напротив, нельзя назвать выдвиженцем демократов. «Темными лошадками» могут стать экс-глава ЦБ Израиля, американский гражданин Стэнли Фишер и еще один экс-председатель ФРС Роджер Фергюсон, а также Тимоти Гайтнер, который, впрочем, не заинтересован в этой должности.
Что касается рынков, то они положительно приняли новость о самоустранении Саммерса. Фьючерсы на американские и европейские индексы в воскресенье и понедельник выросли приблизительно на 1%. Инвесторы, ожидавшие от Саммерса немедленной ликвидации «дешевых» денег и закручивания гаек в валютной политике, были успокоены. Процент по десятилетним немецким бондам упал до минимума за последние две недели, улучшились показатели нидерландских, французских, итальянских, португальских бондов.
Все надежды трейдеров – на утверждение Йеллен. Она считается «голубем» и должна продолжить нынешний курс стимулирования экономики. Теперь рынки с нетерпением ждут завтрашнего решения ФРС о том, когда и насколько снизить темпы покупки казначейских облигаций и ипотечных ценных бумаг (сейчас она осуществляется в размере 85 млрд. долл. ежемесячно). Если закупка активов и будет замедлена или даже остановлена, то Йеллен, в отличие от Саммерса, постарается сделать это мягко и безболезненно.