Возмутитель спокойствия – атомный объект в Йонбене. Фото с сайта www.standford.edu
Американские эксперты полагают, что КНДР перезапустила ядерный реактор в Йонбене, способный производить оружейный плутоний. Официальной информации о начале работы этого объекта пока не поступало. Как и не просматривается перспектива возобновления шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Пхеньяна.Сотрудники Американо-корейской школы перспективных международных исследований при Университете Джонса Хопкинса Ник Хансен и Джефри Льюис пришли к выводу, что Северная Корея вновь запустила плутониевый реактор в Йонбене. Подтверждением этому стали, по их мнению, снимки со спутника, сделанные еще 31 августа. На них видно, как над соседним с реактором зданием поднимаются клубы пара. Вероятно, в этом здании расположены паровые турбины и электрогенераторы, работающие от тепловой энергии реактора.
Сам ядерный реактор способен производить до 6 кг оружейного плутония в год. По данным специалистов, пока комплекс, построенный в 1986 году, работает в целях энергоснабжения. Однако в случае необходимости его вполне можно переориентировать на военное производство. Кроме того, в комплекс входит завод по обогащению урана.
«В апреле правительство КНДР приняло решение возобновить работу всех ядерных объектов на площадке в Йонбене, и прежде всего завода по обогащению урана и ядерного реактора мощностью 5 мегаватт, – сказал в телефонном разговоре с «НГ» из Лондона, где проходит симпозиум Всемирной ядерной ассоциации (WNA), генеральный директор ГК «Атомпромресурсы», доктор экономических наук Андрей Черкасенко. – Перед страной поставлена задача «ликвидировать хронический дефицит электричества путем создания атомной промышленности и одновременно укреплять ядерные силы сдерживания».
По словам эксперта, реактор в Йонбене простаивал с октября 2007 года, когда он был остановлен в рамках шестисторонних переговоров – в обмен на поставки продовольствия в КНДР. Известно, что на реакторе была проведена модернизация – после того как была уничтожена башня охлаждения. Но судить о его готовности к работе крайне сложно.
Дипломатический же источник в Москве утверждает, что реактор «находится в кошмарном состоянии» и его перезапуск может обернуться крупной техногенной катастрофой. Реактор «представляет собой конструкцию 1950-х годов», сказал он Интерфаксу.
Любопытно, что МАГАТЭ не стало комментировать информацию о возможном перезапуске реактора в Йонбене. «Поскольку у нас нет там инспекторов, мы ни в чем не уверены», – цитирует Reuters заявление гендиректора МАГАТЭ Юкии Амано.
Как бы то ни было, сообщения об активизации работ в Йомбене – свидетельство того, что КНДР наращивает возможности по производству материалов, пригодных для создания ядерного оружия. Ведь, как говорилось в распространенном еще в апреле официальном заявлении, возобновление работы всех объектов комплекса «поможет упрочить ядерные силы страны количественно и качественно». Парламент КНДР поддержал тогда планы увеличить арсенал ядерного оружия для обороны – к такому шагу призвала правящая Трудовая партия Кореи.
По мнению экспертов, первый плутоний в Йонбене может быть получен не ранее чем через четыре-пять лет вследствие невысоких технических характеристик реактора. Пока же в КНДР расширяются мощности по производству оружейного урана. «В 2010 году КНДР заявила, что имеет 2 тыс. центрифуг и может вырабатывать ежегодно до 8 кг обогащенного урана, – отмечается в докладе американского Института науки и международной безопасности (ИНМБ). – Теоретически на расширенных объектах могут находиться до 4 тыс. центрифуг, а объем производимого урана составит до 16 кг в год». Всего у КНДР имеется, по оценкам ИНМБ, от 16 до 68 кг урана. Этого достаточно для изготовления двух боезарядов.
Напомним, что КНДР объявила себя ядерной державой в 2005 году, а в 2006, 2009 и 2013 годах провела подземные испытания, вызвавшие протесты во всем мире. После испытаний 12 февраля появились сообщения, что Пхеньян готовится к новым, но они не подтверждались. В ответ Совбез ООН принял ряд резолюций, требующих от КНДР прекратить деятельность в ядерной сфере.
Для возобновления шестисторонних переговоров с участием двух Корей, России, США, Китая и Японии, призванных ликвидировать программы по созданию ядерного оружия, КНДР должна предпринять шаги по денуклеаризации. Об этом заявил на этой неделе в Сеуле спецпредставитель США по северокорейским вопросам Глин Дэвис. «Существенным препятствием является то, что КНДР продолжает настаивать на своем статусе ядерной державы», – отметил он.
О том, что перспективы возобновления переговоров пока не просматриваются, заявил на днях и замглавы МИД РФ Игорь Моргулов. Однако он привел другие аргументы: «Перезапуска переговоров, к сожалению, в ближайшее время не планируется. Я говорю «к сожалению», потому что Россия активно выступает за скорейший запуск шестистороннего переговорного процесса... Но, помимо нашей воли, есть еще и позиция других стран». Моргулов не стал называть эти страны и напомнил, что Пхеньян выразил недавно готовность начать переговоры без предварительных условий.